Лекция
« Назад На современном этапе развития образования в Украине лекция является важным звеном, целесообразной формой организации обучения в высшем учебном заведении. Ее общее назначение - формирование у студентов ориентировочной основы для овладения знаниями, умениями, навыками, их позитивного отношения к жизненным реалиям, изучаемых вкуса к науке и исследовательской деятельности. Слово "лекция" в переводе с латинского языка означает "lectio" - чтение, а лектор - "lector", чтец. Лекция активно применялась в средневековых университетах в форме чтения и комментирования преподавателем текста книг. В истории развития она стала важной формой словесного, личностного воздействия преподавателя, оратора на человека. В научной, психолого-педагогической литературе существует много аргументов относительно пассивного характера лекции как формы организации обучения. Доказано, что лекция: - приучает студентов воспринимать готовые мнения, тормозит их самостоятельное, творческое мышление; - заставляет студентов занимать позицию объекта учебного процесса; - тормозит их активность, развитие внутренней мотивации учения, поскольку студенты лишены возможности самостоятельного поиска, открытия истин, критического анализа; - регламентирована по времени, поэтому научная, учебная информация подается в определенном, ограниченном объеме; - способна задействовать, захватить только некоторую часть слушателей, ведь уровень их развития, интересы, потребности, ценностные ориентации, индивидуальные способности и т.д. достаточно различаются; - ограничивает возможности преподавателя по преобразованию аудитории студентов в единый коллектив, сообщество. Поэтому наряду с лекцией должны применяться другие формы организации обучения: семинарские, практические, лабораторные занятия, тренинги и другие организационно-методические формы, активизирующие самостоятельную, творческую поисково-исследовательскую деятельность студентов. Однако полный отказ от лекций нарушает научный уровень, целенаправленный, системный характер организации учебного процесса, ограничивает возможности положительного личностного воздействия преподавателя на внутренний мир, поведение студентов. Целесообразность и необходимость лекции как важной формы организации учебного процесса в учреждениях высшего образования обусловлена следующими причинами: - лекция иногда является основным источником научной, учебной информации в связи с отсутствием необходимых учебников и пособий; - преподаватель сообщает современную научную информацию, результаты последних исследований, которые не нашли отражение в учебниках и пособиях; - в смысле лекции преподаватель имеет возможность использовать результаты собственных наблюдений, исследований, а также своих коллег; - существуют различные научные концепции, подходы к трактовке сущности явлений, понятий, которые могут быть доступно и кратко освещены преподавателем; - некоторые факты, теории, концепции неоднозначно, противоречиво или сложно обосновываются в научной литературе и требуют доходчивого объяснения лектором; - во время лекции преподаватель имеет возможность оказывать влияние на формирование ценностных ориентаций, раскрывать в смысле не только научные понятия, положения, но и мировоззренческие, нравственные, этические идеи и нормы. Положительные стороны лекции будут усилены, а слабые уменьшены, при условии, если преподаватель: - взаимодействует, общается со студентами как с равноправными партнерами, субъектами совместной учебно-познавательной деятельности; - стимулирует активность студентов, развитие их критического, творческого мышления путем постановки проблемных вопросов, привлечения их к дискуссии, диалога, высказывания собственных соображений; - регулирует внимание студентов, побуждает их к слежению за собственным мнением; - не критикует суждения слушателей, а лишь осуществляет отзыв на их рассуждения, опирается на них при изложении содержания; - выражает собственные точки зрения, проявляет свое восхищение соответствующей темой, областью науки; - постоянно осуществляет обратную связь, следит за динамикой эмоций студентов, проверяет уровень понимания, осмысления ими учебной информации. Требования к проведению лекции
- создание психологически комфортной атмосферы взаимодействия со студентами, атмосферы сотрудничества и совместного размышления; - соблюдения лектором педагогического такта, проявление внимательного, позитивного отношения к студентам; - научность и информативность преподавания, применение современных научных подходов; - доказательность, аргументированность изложения основных положений; - логичность, последовательность, системность освещения содержания учебной информации; - доступность, ясность, четкость объяснения, интерпретации научных положений; - входит в обсуждение актуальных социальных, нравственных проблем, информации, значимой для профессиональной деятельности, личностного развития студентов; - активизации мышления студентов, опора на их жизненный опыт; - эмоциональность изложения учебного материала; - применения аудиовизуальных средств, дидактических материалов. Структура лекцииПроцесс организации лекций состоит из трех частей: - вступительная; - основная; - заключительная. Во вступительной части преподаватель: - устанавливает контакт с аудиторией: выбор позы, доброжелательной мимики, жестов, открытости к аудитории, среднего уровня мобилизации; избежание пространственных, терминологических барьеров; показ личного положительного психо-эмоционального состояния и готовности к взаимодействию; установка станции "Мы"; - налаживает связь с пройденным учебным материалом и новой информацией, определяет ее место в системе тем, разделов учебного курса; прогнозирует ее дальнейшее рассмотрение; - сообщает тему лекции, создает у студентов положительную установку на изучение; - определяет основные вопросы, которые будут рассматриваться во время лекции, сообщает и дает краткую характеристику основной рекомендуемой литературы; - захватывает внимание студентов путем творческого сочетания различных методических приемов: короткий эмоциональный рассказ о реальных событиях, истории из собственной жизни, интересные факты и т.д.; выявление новизны учебной информации (освещение таких сторон, превышает ожидания студентов); выявление преподавателем собственного интереса к теме, переживаний, мыслей. Вступительная часть не должна занимать много времени - всего 5-6 мин. Но изначально зависит дальнейший ход лекции. Главная задача преподавателя на этом этапе привлечение самих студентов к лекции, психологическая подготовка их к восприятию основного учебного материала. Указанные этапы вступительной части взаимосвязаны; соблюдать их следует в произвольной форме; некоторые из них действуют одновременно. Основная часть лекции тесно связана со вступительной. Переход к ней иногда не заметнен для студентов. Для организации активного восприятия ими новой учебной информации преподаватель может: - поставить вопрос, на который нет готового ответа, но который заостряет внимание; - пригласить студентов для представления своих соображений по конкретным идей; - сделать экскурс в историю развития явлений, понятий, рассматриваемых на лекции; - путем метода мозговой атаки (брейнсторминга) стимулировать студентов к обмену идеями по определенной преподавателем проблеме. Основная часть лекции является наиболее ответственной и длительной по времени. В этой части преподаватель освещает указанные в начале лекции вопрос, обосновывает необходимые теоретические положения. Согласно сущности каждого вопроса преподаватель выбирает целесообразные методы, приемы в общении с необходимой формой изложения. Чтобы путь освещения каждого вопроса был отличным и предопределял своеобразный стиль деятельности и поведения педагога. Несмотря на некоторые различия, схема и требования к рассмотрению вопросов, которые отвечают общепринятым требованиям к лекции одинаковы. В течение основной части преподаватель использует следующие идеи: - в процессе организации восприятия студентов направляет развитие их представлений на выделение существенных (критериальных) признаков явления, понятия; - постоянно заботится об адекватном понимании слушателями учебной информации путем объяснения, интерпретации существенных признаков явления, рассмотрения их в различных проявлениях, для этого применяет различные варианты сочетания методов, приемов формирования мыслительных действий студентов (анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, сравнения, отличия, обобщения и т.п.); - постоянно контролирует уровень понимания, осмысления студентами учебного материала путем визуального контакта с аудиторией, постановки вопросов: "Ваше мнение?", "А почему ...?", "Что лучше ...?"; - в процессе освещения каждого вопроса размышляет вместе со студентами о его объективной и субъективной значимости, связь с профессиональной и практической деятельностью; - определяет различные альтернативные подходы, теории рассмотрения понятий, явлений, побуждает студентов к самостоятельной оценке, выбора этих подходов; - следит за логикой собственного изложения, обоснования положений, рассуждения, речи; применяет различные методы логического построения содержания учебной информации (индукции, дедукции), заботится о системности, последовательности, преемственности в освещении; каждое положение аргументирует, подтверждает; - стимулирует активное слушание и участие студентов в овладении знаниями, привлекает их к обсуждению теоретических положений, идей, актуализации собственного жизненного опыта; - постоянно поддерживает психологически комфортную атмосферу во время лекции, контакт со студентами: избегает жесткого контроля, однако поддерживает порядок; откликается на высказывания студентов, их вопросы; показывает понимание внутреннего состояния студентов; наблюдает за всеми изменениями в аудитории, замечает только те моменты, которые негативно влияют на внимание, активность, эмоции, поведение студентов; - поддерживает и развивает интерес студентов к учебному материалу, положительную мотивацию процесса познания, поиска. Заключительная часть лекциии является не менее важной. Это последний аккорд в осуществлении деятельности. Неудачным окончанием лекции способно погасить позитивное впечатление, эмоции студентов, полученные в течение лекции. В этой части педагогу целесообразно быть особенно осторожным. Усталые студенты, теряют внимание, смотрят на часы, начинают вести разговоры, а также истощение преподавателя могут вызвать потерю им контроля над слушателями или самоконтроля. Поэтому преподаватель иногда заканчивает лекцию без общей оценки, процесса выводов и итогов по оговоренной учебной информации, выделение ведущих идей, знаний. Кроме этого, лекцию необходимо завершить в таком же мажорном, оптимистичном уровне, с такой же энергией, как и в начале. В заключительной части педагог - осуществляет логические, лаконичные выводы об основных понятиях, положения, теории, которые рассматривались; - напоминает о семинарских занятиях, определяет характер обсуждения и анализа освещенных идей на этом занятии, стремится не загружать студентов большим объемом информации; - дает студентам возможность высказаться по лекции, явлениям, задать вопросы; - коротко сообщает проблемы, которые будут рассматриваться в следующей лекции, создает позитивные ожидания относительно следующей встречи; - благодарит студентов за внимание и прощается с аудиторией. Подготовка преподавателя к проведению лекцииПодготовка лекции - это напряженная, сложная, ответственная деятельность преподавателя, которая требует значительной концентрации усилий и проявления мастерства. Этот процесс требует длительного времени и предполагает не только написание текста лекции, но и: - психологическую подготовку педагога к ее проведению; - глубокое осмысление цели лекции, сущности основных положений, идей; - "внутреннее переживание" ее содержания; - выработки педагогом собственных убеждений в его значимости, уверенности в своих знаниях; - овладение мастерством выступления и взаимодействия с аудиторией. Процесс подготовки лекции состоит из следующих этапов: - определение темы, ее места в учебном курсе, связи с предыдущими и последующими темами; короткое, четкое, лаконичное формирования темы; - постановка и осмысление цели лекции как ожидаемых результатов, которых желает достичь лектор (формирование научных понятий, знаний, овладение принципами, ориентирами выполнения действий и т.п.); - выделение основных вопросов, главной идеи, пронизывающей всю лекцию, осмысления замысла лекции; - обработки необходимой научно-теоретической литературы, учебно-методических пособий, современных научных исследований; - определение объема учебной информации, в частности объема материала по каждому вопросу, отбор целесообразной и важной научной и учебной информации; - составления плана лекции; - мысленное представление конкретной студенческой аудитории, для которой готовится лекция, характерных особенностей студентов соответствующего курса, осознание специфики их профессии, своеобразия поведения во время лекции, количества людей в аудитории; - структурирование содержания учебной информации вопросами, соблюдения логики, последовательности, системности, продумывание вопросов для дискуссии, диалога, аргументов для доказательства утверждений, примеров практической деятельности с учетом специальности и специфики студенческой аудитории, отбор целесообразных методов, приемов; - мысленное проговаривание, осмысление содержания учебной информации с разных точек зрения, осознание собственного понимания учебного материала; - подбор и подготовка наглядного материала; - написание полного текста лекции с применением четких определений и формулировок; - устное провозглашение содержания лекции (особенно для начинающих преподавателей) или отдельных фрагментов; выработки, корректировки модели, стиля, манеры ораторского выступления и взаимодействия со студентами. Важно помнить, что современный студент стремится общаться с таким педагогом, который обладает культурой поведения, уважает студентов, понимает их самочувствие, открыт для их мыслей. В то же время он должен быть самым настоящим ученым, умным собеседником, компетентным специалистом, уверенным в своих силах, требовательным к себе и к студентам. Просто напишите нам и мы выполним любую работу на заказ за Вас! Быстро, качественно и дешево) С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |