Практическая работа
« Назад Практическая работа является важным итогом обучения студента в течение нескольких недель. Она закрепляет теоретические знания и дает оценку проведенной работе. В обучении в общем первым и основным шагом является усвоение информации, теоретического материала. Без этого шага невозможно покорять следующий. Это основание, которое дает возможность шагать дальше, достигая все высших целей. Без процесса получения информации невозможно подойти к решению определенной задачи или вопроса, ведь непонятно с чего начинать выполнять то или иное задание и вообще неясен ход выполнения. Именно поэтому информация играет важнейшую роль во время учебного процесса та и должен быть его неотъемлемой частью. Все полученные теоретические знания необходимо качественно усвоить, так как неосмысленный и неоселый в мозгу теоретический материал не представляет никакой ценности человеку. Именно эту задачу решает процесс выполнения практической работы. Он является итоговой задачей по окончании определенной темы или нескольких разделов. Практическая работа содержит задачи на темы, смежные с только что пройденным студентом материалом. Ее задача - закрепить недавно полученную информацию, оставить и привить умение студента использовать полученные навыки и в дальнейшем. Для успешного написания практической работы нужно свободно и в полном объеме владеть полученною информацией, также быть осведомленным и в предыдущих темах. Именно поэтому пропускать лекции не рекомендуется, так как зная материал одной части темы невозможно успешно написать практическую работу. Известно, что любые умения и полученная информация лучше всего и наиболее качественно усваивается на практике. Вот почему студенту за годы учебы необходимо выполнить массу практических работ и с помощью них осваивать пройденный материал и использовать его на практике приобретая еще более высоких вершин. Процесс решения определенной задачи стимулирует активную работу головного мозга человека, задействуя при этом несколько его участков. Студент должен использовать информацию, полученную ранее, предварительно проанализировав ее. К этому процессу также необходимо подключить аналитическое мышление, находя с помощью него лучшие пути решения поставленной задачи, проанализировав известные предыдущие случаи решения данного вопроса другими людьми. Именно этот комплекс решаемых мозгом задач оставляет отпечаток и определенным образом создает новые связи между нейронами, которые впоследствии дадут возможность быстрее выполнять задачу схожей тематики и состава. Практическая работа заставляет студента приобрести способность выполнять задания и быть в состоянии его выполнить в будущем еще быстрее и качественнее, чем впервые. Важность практических работ трудно переоценить, так как они являются основой и основным методом качественного освоения теоретического материала студентом. По структуре каждая практическая работа состоит из трех основных этапов, для которых характерна логическая последовательность и взаимосвязанность. Рассмотрим на основе географии.
Первый этап - начальный, на котором учащиеся воспроизводят фундаментальные теоретические знания и умения, необходимые для дальнейшего выполнения работы, работают с географическими картами. Главная задача на этом этапе - научиться читать географическую карту, по которой следует выполнить практическую работу. Особое внимание обращается на выработку умения пользоваться легендой карты. Второй этап - тренировочные задания под рубрикой «Учимся определять... анализировать... сравнивать...». Сначала предлагаются задания для выполнения, а затем подается подсказка для ответа под рубрикой «Проверь себя». Вместе с тем, с каждым следующим заданием возрастает степень самостоятельного осуществления практической деятельности учащихся. От того, как внимательно и старательно учащиеся выполнят эти задачи, изучат и запомнят последовательность действий, зависит их дальнейший успех. Третий этап - уверенный, преимущественно самостоятельное выполнение заданий. При этом учащиеся выявляют уровень теоретической подготовки по данной теме, индивидуальный подход к выполнению каждого задания, умение творчески использовать различные источники географической информации, проявить усердие и заинтересованность при изучении географии как школьного предмета. Название этого этапа следует из названия и цели практической работы: «Выявляем и объясняем географические закономерности... составляем сравнительную характеристику... проектируем будущее... далее». Таким образом, каждая практическая работа выстраивается в многоуровневую логично структурированную модель. Приобретенные практические знания и умения являются прочные и понятные. Они раскрывают сущность теоретических знаний, предоставляют возможность для творческого самовыражения личности ученика в ходе выполнения практической работы. При подготовке и проведении практических работ рекомендуем: 1. Определить цель работы и доступно довести ее до учеников; 2. Подготовить учащихся к выполнению работы путем актуализации опорных понятий, а при необходимости - предоставлением инструкции по ее выполнению; 3. Эффективно использовать воспитательный потенциал содержания работы; 4. Подобрать и рационально использовать логически обоснованные способы выполнения работы; 5. Довести до учащихся перечень необходимых для выполнения практической работы источников знаний и оборудования; 6. Способствовать повышению уровня мотивации учащихся во время выбора вариантов выполнения работы; 7. Предусмотреть форму работы (коллективную или индивидуальную) и степень самостоятельности при выполнении задач. 8. Учесть уровень подготовки учащихся, исходя из их индивидуальных особенностей, использование дифференцированного подхода, что проявляется, в первую очередь, в объеме выполнения практической работы; 9. Широко использовать картографический метод обучения. Пусть практические работы как форма организации учебной деятельности школьников будут направлены на применение, углубление и закрепление теоретических знаний, получение новых в сочетании с формированием, развитием и закреплением необходимых для этого умений и навыков. Практические работы представляют собой комплексные технические или исследовательские задачи, связанные, как правило, с созданием несложной измерительной аппаратуры, наглядных пособий и моделей, которые затем используются в учебном процессе, с практическим решением полученных знаний, умений и навыков. Практические работы могут проводиться в различных условиях - в кабинете, лаборатории, мастерской, на местности (из истории, при раскопке древних поселков, по географии, геологии, ботаники и др.). Познавательная деятельность студентов при выполнении практических работ отличается от аналогичной деятельности при выполнении лабораторных работ. Непосредственной целью практических работ, кроме познавательной, есть решение конкретных практических задач с использованием приобретенных знаний, умений и навыков. В этом их основное отличие от лабораторных работ. Практические работы, так же как и лабораторные, совершенствуют практические умения и навыки, но при выполнении последних важен конечный результат исследования, применение приобретенных умений на практике. При выполнении практических работ деятельность студентов носит максимально самостоятельный характер, она связана с элементами творчества и рационализации. Практическая работа открывает максимум пространства для самостоятельности при выборе средств ее выполнения и шире, чем лабораторная, по кругу вопросов, которые решаются. Можно говорить о том, что практическая работа на соответствующем этапе может включать в себя лабораторные исследования, но по программе, составленной самим студентом. Так, например, если студент в процессе практической работы изготовил радиоприемник, то он выполнит и лабораторное исследование: определит полученную чувствительность и другие параметры. Здесь лабораторное исследование будет выступать как бы заключительным аккордом в его творческой деятельности. Особенность учебных практических работ заключается еще в том, что задачи, которые ставятся перед студентами, носят, как правило, проблемный характер. Студент должен самостоятельно спланировать работу, подобрать для ее выполнения необходимые установки, приборы и материалы. Но в практике работы вузов встречаются и лабораторно-практические работы, когда в одной работе студенту приходится заниматься и чисто практической и экспериментальной работой. Так, например, на лабораторно-практических работах по курсу экономической географии студенты изучают специфику размещения производства в разных его вариантах, приобретают практические умения и навыки по обработке статистических данных, составленных на основе подготовленных исходных данных для экономических карт, графических схем производственных связей, экономико-географических профилей, овладевают методикой сравнительной экономико-географической характеристики природных условий и ресурсов отдельных районов, анализа карт и других видов работы. Кстати, хотим Вам напомнить, что наши специалисты (ИЦ «KURSOVIKS») могут для Вас подготовить любую учебно-научную работу. Просто напишите нам и мы выполним любую работу на заказ за Вас! Быстро, качественно и дешево). С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |