Распечатать страницу

Участие вузов и студенчества в Болонском процессе

« Назад

В условиях растущих темпов научно-технического прогресса ни один вуз не в состоянии предоставить студенту всего объема знаний в той или иной области науки. В наше время знание быстро устаревают, поэтому важно не просто получить их навсегда, но и научиться самостоятельно овладевать ими на протяжении всей жизни.

болонский процесс, информационное обеспечения образования

Современное состояние информационного обеспечения образования сводит суть аудиторных занятий к консультативно-смотровому определению проблем и анализу возможных направлений их решения. Поэтому студент в учебном процессе должен выступать не как объект преподавательского влияния - пассивный потребитель знаний, а как активный равноправный субъект творческого процесса овладения необходимыми ему знаниями, четко представлять требования, выдвигать ему выбранная профессия. В этом плане роль самостоятельной работы трудно переоценить.

Первые шаги в указанном направлении осуществлены и в отечественной образовательной практике, в том числе за счет сокращения аудиторной работы в учебные планы всех специальностей введены достаточно большие объемы самостоятельной работы. Это можно было бы рассматривать как положительный факт, однако, практика показывает, что такая существенная перестройка учебного процесса является преждевременной, поскольку не выработаны механизмы непрерывного контроля хода и результатов самостоятельной работы. Сокращение аудиторной нагрузки не компенсируется для преподавателя нагрузкой за счет консультаций, поскольку на руководство самостоятельной работой студентов отводится мизерное количество часов, в то время как эта форма работы требует наибольших усилий.

Плодотворная самостоятельная работа невозможна без качественного учебно-методического обеспечения. Последние годы характеризуются интенсивным ростом количества учебной литературы, поэтому студенты часто оказываются полностью дезориентированными, пользуются учебниками сомнительного качества, а то и вообще предпочитают Интернет-сайтам.

Одновременно наблюдается тенденция к деиндивидуализации образования, в частности социологической. Процесс обучения все больше формализуется, у преподавателей остается все меньше времени для индивидуальной работы со студентами. Как следствие, изменяется характер и существенно снижается средний уровень требований к ним. Социальная наука значительно усложняется, количество теорий, объясняющих общество, растет, их концептуальный аппарат становится намного разнообразнее. Рядовой студент, в лучшем случае, разбирается в одном-двух подходах, тем более он не может представить конкурирующие парадигмы во взаимосвязи. На фоне расширения информационного пространства за счет Интернет, новых услуг ведущих библиотек, значительного увеличения публикаций в переводах и т.д. теряется универсальность теоретической подготовки. Кроме того, современная социальная наука предполагает широкий набор методов исследования (статистических, лингвистических, методов социальной антропологии и т.д.), которыми большинство выпускников обладают недостаточно, как и иностранными языками, навыками научно-исследовательской работы и тому подобное.

Традиционно, когда речь идет об исследовательской работе студентов, имеется в виду ее научная составляющая, подготовка выпускников к научной деятельности, хотя подавляющее их большинство не становятся в будущем профессиональными учеными. Но организацию и проведение исследований можно использовать и для подготовки профессионалов-практиков, тем более, что подготовка социологов должна органично сочетать вступления теоретических и практических знаний и исследовательских навыков. Например, те или иные самостоятельно выполнены студентами работы не обязательно должны претендовать на статус научных.

Исследовательская деятельность студентов может квалифицироваться как учебно-исследовательская, то есть с точки зрения структуры она может носить исследовательский характер, но ее результат может не претендовать на научность. Здесь большое значение имеет выбор темы, которая предусматривала бы возможность выполнять работу на основе оригинальной информационной базы.

Важным, с нашей точки зрения, является вопрос о соотношении теоретических и прикладных дисциплин в учебных планах подготовки социологов, соблюдения баланса между ними. И если с подготовкой магистров ситуация более-менее ясна (акцент на теоретическом обучении и привлечении к научно-исследовательской деятельности), то в формировании учебных планов для бакалавров остается много вопросов. С одной стороны, теоретическое знание является необходимым элементом подготовки высококвалифицированного специалиста, с другой - социологическая образование должно стать более практически ориентированной.

Этого требуют глобальные тенденции трансформации университетского образования, которая реагирует на актуальные запросы рынка труда. Бакалавров нужно готовить к практической деятельности таким образом, чтобы выпускники сразу могли включиться в практическую деятельность. От них требуется не просто знание определенных теоретических построений, но и умение применять полученную в вузе подготовку к решению задач, стоящих перед конкретной организацией.

Следует отметить, что до сих пор степень бакалавра общественным мнением, в том числе работодателями, воспринимается как таковой, что не отвечает законченном высшем образовании. В лучшем случае, выпускников с дипломом бакалавра принимают на работу с обязательным требованием продолжить обучение с целью получить диплом о более высокий уровень образования, хотя, по украинскому законодательству, образовательно-квалификационный уровень бакалавра признается базовым высшим образованием. Можно обратиться и к зарубежному опыту оптимизации взаимоотношений сферы высшего образования и рынка труда. В европейских странах распространена практика, когда, получив диплом бакалавра, выпускник определенное время работает и только после этого продолжает обучение по магистерской программе, причем не обязательно с того же направления или специальности, по которым учился в бакалаврате. Вследствие этого важной задачей становится нахождение такого баланса между численностью студентов в бакалаврате и магистратуре, чтобы он поддерживал статус бакалавров, которые выходят на рынок труда.

Одним из средств обеспечения индивидуализации учебного процесса является студенческая мобильность.

Стимулирование такой мобильности считается важным направлением внедрения Болонского процесса.

новое лицо внз, современная социальная наука

Но специфика украинских реалий заключается в том, что студенческая мобильность даже внутри государства часто сдерживается экономическими факторами. Те же факторы препятствуют и распространению практики обучения украинских граждан в европейских университетах, поскольку за рубежом имеет возможность учиться очень небольшое количество украинских студентов. С другой стороны, приток в Украину студентов из европейских стран сдерживается языковыми проблемами и условиями обучения и проживания, которые значительно отличаются от европейских стандартов. Следует отметить, что для развития полноценного сотрудничества отечественные вузы должны не только привлекаться к различным формам сотрудничества с зарубежными университетами, которые в определенной степени уже стали традиционными, но и иметь конвертированы учебные программы. Сколько бы ни шла речь о высоком уровне отечественного образования, соответствующего международным стандартам, все это останется разговорами до тех пор, пока украинские вузы не предложат образовательные программы, которые были бы привлекательными не только для студентов из ближнего зарубежья. Для того, чтобы обучение по этим программам было доступно для международного сообщества, они должны выкладываться на распространенной (прежде всего английский) иностранном языке. Без преодоления языкового барьера претендовать на участие в международном разделении труда на рынке образовательных услуг невозможно, какой бы высокой ни была качество предлагаемых услуг. Важно также, что подобная практика не только будет способствовать привлечению студентов, но и станет стимулом к профессиональному развитию профессорско-преподавательского состава, его активного участия в интернационализации образовательного пространства.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!