Распечатать страницу
Главная \ Интересные статьи для студентов \ Студенческая жизнь \ Студенческая жизнь \ Студенческое самоуправление как форма социального воспитания студентов

Студенческое самоуправление как форма социального воспитания студентов

« Назад

В педагогической литературе конца ХХ - начала XXI веков начато изучение состояния разработки проблемы студенческого самоуправления: исследуются его закономерности, выясняются тенденции неравномерности, противоречивости и замедленности темпов его развития. До сих пор не раскрыто значительный инновационный потенциал, способный обеспечить успешный процесс демократизации студенческих коллективов, их деятельности.

организация студенческого самоуправления, студенческое самоуправление

Безусловно, студенческое самоуправление следует отнести к тем интерактивным процессам, благодаря которым происходит социализация студенческой молодежи. Студенческое самоуправление является своеобразной лакмусовой бумажкой для определения того, является молодежь, студенчество потребителем, или активным участником общественной жизни. Недаром в рамках программы "Tempus" (схемы сотрудничества стран ЕС в сфере высшего образования) именно студенческое самоуправление определено одним из приоритетов для Украины в сфере управления университетами.

Показательным для нас западный опыт. Так в странах Западной Европы трудно найти университет, где бы ни действовал орган студенческого самоуправления. Эта формальное требование европейского законодательства чрезвычайно действенное в процессе его реализации на практике в университете. Органы студенческого самоуправления в университетах Европы не просто представительными, они активно защищают студенческие интересы везде, где о них идет речь. Они выступают в роли своеобразных посредников между администрацией университета и студенческой общиной, обеспечивая их эффективное общение.

В отличие от органов студенческого самоуправления в университетах Западной Европы студенческие организации Украины не функционируют, а существуют лишь номинально, полностью подчиняясь администрации заведения. А их роль в лоббировании студенческих интересов остается минимальной.

студенческое самоуправление как форма воспитания

Показательно, что студентам Польши, Германии, Великобритании трудно объяснить, что такое students trade union, однако students self-government понятно для всех. Итак, если студенты национальных учебных заведений хотят сотрудничать с высшими учебными заведениями иностранных государств, пользоваться спросом на мировых рынках труда, иметь возможность демонстрировать свои лучшие качества и интеллектуальный потенциал, которого им не хватает, необходимо, чтобы представляли их интересы органы, которые признают в европейских странах.

Характерным явлением является и то, что студенческое самоуправление очень часто не пользуется авторитетом среди студентов, а процент студентов, ничего не знают о деятельности, а собственно, и о существовании такой организации, в некоторых высших учебных заведениях достигает 40-60%.

Практика и опыт учебных заведений показали, что студенческая среда является уникальным молодежным социумом, в котором сосредоточены мощный творческий и интеллектуальный потенциал, стремление к самоутверждения и самореализации личности. неотъемлемой частью студенческой среды является студенческое самоуправление, воплощающий конкретную реализацию гражданских прав студента, формирование чувства ответственности, умение решать социальные, экономические и культурно-образовательные проблемы, поэтому является действенным средством воспитания социальной направленности личности.

Проблема студенческого самоуправления - одна из самых актуальных в современной зарубежной и отечественной социологической и психолого-педагогической науках, о чем свидетельствует широкий спектр исследований.

Вероятнее всего, причину существующего состояния студенческого самоуправления следует скорее искать не в общем пессимизме, социальной апатии и унынии студенчества, а в недостаточной осведомленности как о деятельности органов студенческого самоуправления, так и в отношении своих прав и возможностей в отношениях с администрацией.

студенческое самоуправление, пассивность студенчества

Пассивность студенчества порождена "информационной пустотой" относительно органов студенческого самоуправления. Поэтому можно было бы предложить в структуры вузов ввести такое структурное подразделение, как студенческий парламент университета (СПУ). Он должен стать постоянно действующим органом, который будет осуществлять практическую деятельность по реализации задач студенческого самоуправления в вузах.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!