Распечатать страницу

Шкала оценки ECTS для оценки качества достижений в образовании

« Назад

Шкала ECTS является средством перевода национальных оценок мобильных студентов в другие системы оценивания в рамках единого европейского пространства высшего образования (ЕПВО).

болонский процесс и компетенции, достижений в образовании

Очевидно, что шкала ECTS является гибкой по сравнению с отечественной. Она дает более четкое представление о степени достижения студентами основных образовательных целей в процессе обучения за счет расширения диапазона оценочных категорий. Как видно, одним из основных моментов, с которым столкнулись учебные заведения при выполнении Приказа МОН №48 от 23.01.2004 года «О внедрении педагогического эксперимента по кредитно-модульной системы организации учебного процесса», является установление соотношения шкал оценивания: ECTS и отечественной, а именно дифференциация отечественных оценочных суждений «хорошо» на оценки ECTS - В и с, «удовлетворительно» на - D и Е, «неудовлетворительно» на - FX и F. Фактически четырех балльная отечественная шкала требовала гармонизации с семи балльной европейской. В то же время во Временном положении упомянутого Приказа предложено соотношение трех шкал: отечественной 4-балльной, 100-балльной и шкалы ECTS.

Поскольку в то время в высшем образовании не было наработано механизма перехода от отечественных оценок оценкам ECTS, то ВУЗы начали использовать сто балльная шкалу для опосредованного оценивания результатов обучения и перевода их в отечественную четырех балльную систему оценок и ECTS, методика использования которых различна. Сто балльная (процентная) шкала распространена во многих странах мира, в частности, США. Она базируется на системе показателей (норм) - сумме баллов от 1 до 100, которые установлены эмпирически для различных оценок. Использование этой шкалы предполагает накопительный принцип ее применения, в то время как 4-балльная исходная шкала оценивания применяется для определения уровня знаний студента относительно принятых в высшем образовании критериев путем присуждения определенной оценки без дополнительных вычислений и манипуляций с ним.

В результате педагогического эксперимента по практики косвенного оценивания результатов обучения по нормативной сто балльной (процентной) шкале и перевода их в отечественную четырех балльную систему оценок и ECTS выявлено, что:

- Снижается уровень мотивации достижения высоких учебных результатов студентом после достижения им определенного предела баллов по дисциплине;

- Увеличиваются объемы времени, тратит преподаватель на учет результатов обучения студентов и их оценки, и как следствие, процесс оценки превращается в формальный;

-- отсутствует опыт использования 100-балльной системы оценивания в отечественной высшей школе;

-- затрудняется процесс объективного оценивания учебных достижений студента в связи с необходимостью присуждения баллов за различные виды учебных работ и дифференциации суммы баллов за различные степени выполнения этих видов работ студентом;

-- отсутствуют единые адекватные критерии дискретного и общей оценки знаний и умений студентов из разных учебных дисциплин, что приводит к субъективности при оценке результатов обучения студентов даже в пределах одной дисциплины;

-- действующие критерии оценки знаний студентов из разных учебных дисциплин научно не обоснованы.

Заметим что, в большинстве учебных заведений Европы фактически используются национальные шкалы оценок, а использование шкалы ECTS достаточно ограниченным.

понятие болонского процесса, оценка учебных достижений

Итак, совершенствование подходов к оценке учебных достижений студентов усиливается интеграционными процессами в Европе, в которых задействована Украина, как участница Болонского процесса. Наметилась тенденция постепенного перехода к более сложным методик оценки и применения многобалльной оценочных шкал, дифференцированных подходов к оцениванию учебных достижений студентов. Проверка эффективности проводимой контрольно-оценочной системы знаний студентов в вузах Украины позволяет утверждать об очевидных преимуществах такого подхода: исчезает одновременное использование различных систем оценивания в отечественной высшей школе, процесс контроля базируется на хорошо известной преподавателям четырех балльной шкале оценивания; уменьшается время на процедуры оценивания и подведения итогов по дисциплине.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!