Распечатать страницу
Главная \ Интересные статьи для студентов \ Образование в Европейском Союзе (ЕС) \ Образование в Европейском Союзе (ЕС) \ Состояние и перспективы реформирования высшего образования в Европейском Союзе

Состояние и перспективы реформирования высшего образования в Европейском Союзе

« Назад

Нынче европейские тенденции развития высшего образования трактуют новые подходы к реформированию сферы образования каждой из стран, которая имеет целью стать членом данного общества. Основанием для переосмысления состояния высшем образовании ЕС стал документ, представленный Европейской Комиссией в ноябре 2012 года - «Переосмысление образования» (Rethinking Education), который аргументирует необходимость фундаментальных изменений в образовании, в том числе, высшей с акцентом на результат обучения.

образование ЕС, инвестирования в высшее образование

Европейский Союз насчитывает около 4000 университетов и других высших учебных заведений и более 19000000 студентов. За последние пять лет количество и разнообразие высших учебных заведений существенно увеличилась. Такая тенденция связана со стремлением стран-членов ЕС преодолеть низкий уровень образования, который был признан одним из факторов, экономического кризиса в ЕС.

Проблемным вопросом высшего образования ЕС видится несовершенство управления системой образования на региональном уровне. Каждая страна имеет собственную систему образования, присущие ей особенности, но общей, европейской модели все еще не определено. В первую очередь это касается экономических составляющих: государственного и частного, национального и регионального (европейского) инвестирования.

Программные документы в области образования ЕС не содержат конкретных рекомендаций для стран-участниц, по стратегии финансового обеспечения и развития образовательных систем. Основой финансовой помощи высшем образовании Европы является гранты ЕС. Дания, Финляндия, Швеция и Великобритания (Уэльс) имеют системы универсальных грантов для студентов стационара, при условии, что они удовлетворяют базовые требования обучения. В этих странах не установлено других критериев. Для всех остальных стран основной вопрос заключается в том, что гранты предоставляются на основе финансовых потребностей или академической успеваемости, или комбинации этих двух основных критериев. Наибольшее количество стран объединили эти два критерия, предоставляя некоторые гранты на основе финансовых потребностей и другие на основе академической успеваемости. Эстония сочетает критерии, основанные на курсах или сферы профессиональных качеств. Греция предоставляет свои гранты преимущественно за критерии успеваемости студентов и получения грантов за выдающиеся результаты на экзаменах, независимо от их финансового положения, но при предоставлении грантов также учитывается финансовое положение студентов. Небольшая группа стран: Бельгия, Ирландия, Нидерланды, Финляндия, Великобритания и Лихтенштейн, предоставляющих гранты только на основе финансовых потребностей, хотя в некоторых случаях сумма гранта или срок его предоставления будет зависеть от успешности.

В то же время, мировые тенденции инвестирования в высшее образование безостановочно растут. Примером, расходы КНР на образование вышли на уровень в 4% ВВП, общая сумма бюджетных средств, потраченных на образовательную сферу за последние пять лет составила 7 790 000 000 000 юаней. Кроме государственного финансирования КНР, растут благотворительные взносы в китайское высшее образование. В 2012 году такая сумма составила около 787 млн. долл. США. В контексте интенсивного финансирования высшего образования КНР, увеличиваются потратить и научно-исследовательские и конструкторские работы, которые в 2012 году составили 162 240 000 000 дол. США.

Итак, несмотря на то, что часть стран-членов ЕС определяют приоритетной модернизацию систем высшего образования, в целом, потенциал европейских высших учебных заведений считается не доэксплуатированным. Именно из поэтому «образование» стало центром стратегии Европы 2020, целью которой является обеспечение 40% молодежи квалификации высшего образования. Стратегия реформы Еврокомиссии была сформирована из анализов, исследований и консультаций с высшими учебными заведениями, преподавателями, исследователями, студентами, предприятиями, профсоюзами, правительствами и международными организациями. Результатом такого сотрудничества стал представленный в 2011 году социальный момент «Модернизация высшего образования в Европе: финансирование и социальные аспекты». Который характеризует общие аспекты необходимости применения гибкости в высшем образовании, ее развитие, направления участия в высшем образовании, уровне публичного финансирования и приоритеты его распределения, формулы финансирования и социальное измерение, влияние экономического кризиса. В третьем разделе документа поднимаются вопросы студенческих платежей и их поддержка, критерии для получения грантов и кредитов, налоговые льготы и другие привилегии, система финансирования студентов.

уровень образования ЕС, переосмысление образования

Анализ положений указанного документа стал основой для определения основных шагов, которые предусматривает реформирование высшего образования Европейского Союза.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!