Болонский процесс - процесс структурного реформирования национальных систем образования стран ЕС
« Назад Считается, что Болонская декларация предоставила новый виток процесса интеграции высшего образования в Европе. Этому способствуют такие его положения, как: 1) двухуровневая система высшего образования (бакалавр и магистр); 2) применение кредитной системы (система ESTS), что представляет собой единую систему учета (какие курсы и в каком объеме прослушанные студентом) во всех государствах; 3) мобильность студентов и преподавателей, позволяет сравнивать и использовать опыт различных университетов; 4) применимость знаний выпускников университетов в Европе. Достаточно высокие темпы внедрения положений Болонского процесса на начальном этапе, которые оговаривались тем, что реформа осуществлялась "сверху" - со стороны Министерства образования и науки и касалась технологической стороны организации учебного процесса. Это дало возможность разделить процесс обучения (в значительной мере формально) + на бакалаврский и магистерский уровни, провести оценку учебных курсов в образовательных кредитах (зачетных единицах) и т. д., ничего не меняя по сути. Проблемы и препятствия присоединения Украины к Болонскому процессу освещаются в многочисленных публикациях педагогов-практиков. Однако построение гибких образовательных программ в отечественных реалиях оказывается достаточно проблематичной, что вызывает необходимость проанализировать, какие именно причины мешают полноценной реализации индивидуализированного обучения в высшей школе. Благодаря такому подходу к построению учебного процесса должно измениться отношение студентов к учебе, поскольку они непосредственно отвечать за выбор учебных дисциплин. В то же время, обнародованные недавно приказы Министерства образования и науки в той части, которая касается разработки государственных отраслевых стандартов высшего образования, предусматривают 50% нормативных дисциплин для бакалавра и 40% - для магистратуры, причем из тех курсов, оставшиеся за собственными предпочтениями студенты будут выбирать только половину, другая будет определяться учебным заведением. При этом несколько дисциплин для магистерских программ Министерство предлагает вводить директивно для всех без исключения специальностей. Безусловно, при отсутствии древней традиции преподавания социологии в отечественной высшей школе формальный стандарт, на который могли бы опираться социологические подразделения в высших учебных заведениях, конечно, нужен. Разработка такого стандарта будет способствовать созданию общепринятой модели профессиональной социологического образования. Но опыт стран с достаточно развитой структурой высшего образования является свидетельством отсутствия установленных стандартов от государства. Эти стандарты устанавливаются профессиональным сообществом, не имеют формы обязательных установок, но ни один активно действующий социолог не может их проигнорировать. Такой путь представляется нам перспективным и для отечественной практики: именно социологическое сообщество, как в лице профессиональных организаций, так и более широкого круга заинтересованных субъектов должно было согласовать и создать общепринятые стандарты социологического образования. При этом дисциплины по выбору в каждом вузе формировать уникальное лицо социологического образования, в котором нашли отражение традиции школы, в нем ситуацию. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |