Тенденции развития высшего образования в ЕС
« Назад В Болонском процессе образование выступает как культурная ценность, объединяющая народы великой Европы, ее развитие должно отвечать потребностям общества знаний, то Лиссабонская стратегия направлена на поддержку развития экономической мощи ЕС, на соответствие высшего образования экономике знаний. В современных условиях Болонский процесс воспринимается образовательно-политическими структурами Европейского Союза как составная Лиссабонской стратегии, которая определяется такими ключевыми понятиями, как мировой уровень качества обучения и научных исследований, ранжирование университетов, информационно-коммуникационные технологии, инновации, приоритетная поддержка сильных университетов, развитие государственно частного партнерства в финансировании университетов. Улучшение качества студенческого контингента. Развивающиеся страны, активно поощряют иностранных студентов к обучению в вузе с целью улучшения качества и культурно-этнического состава студенческого контингента, повышение престижа вуза и получения прибыли. Такие страны, как Индия и Филиппины, имеют значительное количество иностранных студентов из других развивающихся стран. В этом отношении Индия является абсолютным лидером, принимая на обучение ежегодно до 8000 студентов из-за рубежа, при этом доля студентов из развивающихся стран, составляет 95%. Такие страны, как Китай и Малайзия, также находятся в процессе поиска путей привлечения на обучение иностранных студентов и экспорта учебных программ и образовательных учреждений. Индивидуальные мотивы. Рассматривая эти мотивы интернационализации высшего образования, имеем в виду, прежде всего, индивидуальное (спонтанное) мобильность студентов. К наиболее весомых факторов, обусловливающих выбор студентом учебного заведения за рубежом, исследователи относят: язык обучения и общения в стране-провайдере образовательных услуг; культурную или географическую родство, а также исторические или экономические связи между странами-экспортерами и импортерами студентов; стоимость обучения за рубежом; доступность и качество высшего образования на родине; репутацию зарубежных вузов; признание полученных квалификаций дома и за рубежом. Основными типами институциональных инноваций в рамках интернационализации европейского высшего образования являются: открытие новых вузов, создание отдельных структурных подразделений в существующих вузов, цельные изменения в деятельности существующих вузов, частичные изменения в деятельности существующих вузов, периферийные изменения в деятельности существующих вузов. Простейшим путем внедрения инноваций в управление высшим образованием является открытие новых вузов, работающих по программам зарубежного провайдера образовательных услуг. Создание новой организационной структуры позволяет полностью избежать трудностей, обычно возникающие при внедрении учебных программ зарубежного вуза в деятельности университета, и предоставить образовании международного измерения. Среди провайдеров образовательных услуг, открывают зарубежные филиалы, признанными лидерами являются Великобритания и Австралия, однако в последнее время растет активность в предоставлении образовательных услуг такими странами, как США, Франция, Канада, Сингапур, Китай и Индия. Создание отдельных структурных подразделений в существующих вузов достаточно популярным способом предоставления высшем образовании международного измерения. Этот тип инноваций предусматривает также введение в университетах международных учебных планов и программ, отдельных учебных курсов для иностранных студентов, довольно часто предполагает и привлечение научно-педагогического персонала из-за рубежа. Главной преимуществ этого типа нововведений есть широкие возможности для экспериментирования и, вместе с тем, относительно небольшие финансовые затраты, обусловлено отсутствием принципиальных изменений в деятельности учебного заведения в целом. Наименее исследованными являются институциональные инновации, касающиеся целостных изменений в деятельности существующих вузов. Во целостными изменениями следует рассматривать интернационализацию основных направлений деятельности вуза (научная работа, преподавание, организационная работа). Главной причиной недостаточной популярности такой инновационной стратегии является национальный характер образования в большинстве университетов, не позволяет полностью изменить институциональную миссию. Наиболее распространенным путем внедрения инноваций в управлении высшим европейским образованием есть частичные изменения в деятельности существующих вузов. Указанные изменения, в отличие от предыдущего типа инноваций, не влияют на институциональную миссию учебного заведения. Значительное количество вузов подписывают соглашения о международном сотрудничестве, охватывающих различные аспекты преподавания и обучения. Чаще всего такие сделки связаны с обменом студентами или преподавателями. Часто проявлениями таких инноваций в контексте интернационализации европейского высшего образования является внедрение программ академического партнерства, таких как ERASMUS и SOCRATES. Проекты, осуществляемые в рамках указанных программ, предусматривающих как двусторонние обмены, так и многостороннее сотрудничество, в том числе международное сотрудничество в обновлении содержания высшего образования. Во периферийными изменениями в деятельности существующих вузов исследователи понимают «создание институтов или изменения в существующих институтах, традиционно не касаются сферы высшего образования, однако имеют существенное влияние на деятельность вуза». В современных условиях наиболее ярким примером этого типа инноваций является открытие транснациональных виртуальных университетов, приобретают все большую популярность в мире благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий. Виртуальные университеты представляют все большую конкуренцию традиционным вузов в предоставлении образовательных услуг, требует от последних не только поиска новых путей расширения доступа граждан к высшему образованию (дистанционное образование, Е-образование), но и повышение качества этих услуг. Периферийные изменения выступают значительным стимулом вузов к инновационной деятельности. Выяснение сущности и мотивов интернационализации, а также сравнительный анализ рассмотренных институциональных инноваций, которые имеют место в управлении европейской высшим образованием, позволяет не только выяснить преимущества и недостатки каждого типа нововведений, но и определить возможности их внедрения в управлении украинской системой высшего образования. Учитывая политические, социально-экономические и культурные особенности нашей страны, наиболее перспективными инновациями возникают: открытие международных структурных подразделений, а также частичные и периферийные изменения в деятельности украинских вузов. В дальнейшем перспективным может быть изучение прогрессивного опыта отдельных европейских стран по внедрению инноваций в управлении высшим образованием. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |