Распечатать страницу
Главная \ Интересные статьи для студентов \ Студенческая жизнь \ Студенческая жизнь \ Развитие студенческого самоуправления в Украине

Развитие студенческого самоуправления в Украине

« Назад

Высшие учебные заведения, как Институты системы высшего образования состоят из нескольких составляющих: администрация вуза, профессорско-преподавательский состав и студенты.

проблемы студенческого самоуправления в Украине

Считаем, что роль администрации в вузах является влиятельной и определяющей.

Главные проблемы и недочеты вузов, которые мешают качественному развитию системы высшего образования:

1. Условия функционирования вузов не соответствует мировым стандартам и не удовлетворяют общественный заказ в Украине на повышение качества высшего образования.

2. Отсутствие автономии в вузе. Из-за бюрократичности аппарата управления системой высшего образования, вузы не имеют возможности реагировать на изменения на рынке труда Украины и мира или планировать такие изменения в зависимости от прогнозов потребностей прайсов труда.

3. Демографический кризис, что приводит к снижению уровня финансирования системы высшего образования.

4. Финансовый кризис, который уменьшает платежеспособность абитуриентов и их семей, и финансирования со стороны государства.

5. Низкий уровень качества и недостаточный объем материально-технической базы.

6. Коррупция в вузах на разных стадиях прохождения образовательного процесса - от поступления до защиты диплома и нарушения тендерного порядка, при закупках.

7. Недостаточно высокий уровень преподавания и низкий уровень мотивации преподавательского состава.

8. Непонимание и нежелание понимать, изменять и совершенствовать «советский» подход к преподаванию, в том числе внедрять использование компьютерных и интернет-технологий в образовательный процесс.

Студенты являются единственным потребителем образовательных услуг.

Законодательство в сфере студенческого самоуправления не лишено определенных недостатков, которые негативно сказываются на его эффективности. Так, согласно ч. 4 ст. 38 Закона Украины «О высшем образовании», с одной стороны, можно отметить либеральность такого подхода, ведь он фактически делает множество различных вариаций студенческого самоуправления.

С другой - имеется методологическая непоследовательность и даже некоторая терминологическая некорректность в законодательном определении «уровней» студенческого самоуправления.

Ведь если речь идет об определенном «уровне», то таким образом резюмируется наличие структурной иерархии (структурный подход). Выделение студенческой группы, факультета и вуза как уровней осуществления студенческого самоуправления вполне вписывается в рамки такого подхода, однако выделение общежития, студенческого городка как уровней студенческого самоуправления указывает на использование другого - функционального подхода.

 Опыт зарубежных стран указывает на необходимость единства в методологическом подходе к определению уровней студенческого самоуправления. Кроме того, опыт Польши показывает сомнительность потребности в существовании студенческого самоуправления на уровне академической группы, так как академических групп с постоянным составом, за некоторым исключением - просто не существует, так как студенты значительную часть предметов выбирают по собственному желанию и из-за этого постоянно переходят к другим групп.

Преимущества от функционирования эффективной системы студенческого самоуправления выходят за пределы системы образования, способствуя не только оптимизации учебного процесса в высшей школе, но и социализации молодежи, выработке у нее коммуникативных, управленческих навыков, развития политической культуры молодого поколения. В этом контексте студенческое самоуправление можно рассматривать как предпосылку для развития гражданского общества и парламентских демократических традиций. 

преимущества и недостатки самоуправления в ВУЗе

Нужно отметить, что невозможно обеспечить развитие студенческого самоуправления посредством одних только административных методов. Ведь любое самоуправления по своей природе является проявлением собственной инициативы индивида или группы индивидов. Поэтому задача государства в этой области сводится к обеспечению надлежащих условий для реализации указанных инициатив. В то же время, руководствуясь юридическим постулатом о том, что законом должны регулироваться только важнейшие общественные отношения, принятие отдельного закона о студенческом самоуправлении представляется нецелесообразным.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!