Распечатать страницу

Ключевые позиции в сфере образования в рамках Болонского процесса

« Назад

Украина 2005 году присоединилась к Болонскому процессу, цель которого - сблизить и гармонизировать образовательные системы стран Европы, создать единое европейское пространство высшего образования. Начало его можно отнести еще к середине 1970-х годов, когда Советом министров Европейского Союза была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Одновременно с политическим объединением стран Европы в ЕС была разработана концепция создания единого европейского образовательного и научного пространства. Основу этого интеграционного процесса, который стал предысторией Болонского, составляют три важных документа: Великая хартия университетов (Magna Charta Universitatum), Лиссабонская конвенция (Лиссабон, 1997), Сорбонского декларация (Париж, Сорбонна, 1998). Официальной датой начала Болонского процесса принято считать 9 июня 1999 г., когда в г. Болонья на специальной конференции министров образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию. Формирование европейского пространства высшего образования, сближения его цели, стандартов, моделей стали адекватным ответом высшей школы на растущую конкуренцию в мире, особенно с североамериканским регионом (США, Канадой).

 

Зона европейского высшего образования, Болонская декларация

 

Образование в условиях трансформации экономики и рост роли инновационных технологий в производстве стали определяющим фактором и основным средством превращения человеческого потенциала на качественный человеческий капитал. Эффективный образовательный сектор, включая высшее образование, соответствующий потребностям общества и рынка труда, позволяет сформировать у каждого человека способность быстро адаптироваться к современным социально-экономическим реалиям, обеспечивая ей надлежащий уровень жизни. В докладе Всемирного Экономического Форума (The Global Competitiveness Report 2007-2008) отмечается, что в первую десятку среди 130 стран мира с самым высоким общим индексом конкурентоспособности входят семь стран-участниц Болонского процесса: Финляндия, Швеция, Швейцария, Исландия, Норвегия, Нидерланды. Украина заняла 54 место (индекс 4.20 по семибалльной шкале) среди десяти лучших по индексу конкурентоспособности высшего образования. Такие показатели свидетельствуют об эффективности Болонского процесса, направленного на:

- Структурное реформирование национальных систем высшего образования стран Европы;

- Построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;

- Формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы;

- Повышение престижности в мире европейской высшей школы; обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студента, средства, влияние;

- Достижение большей совместимости и сопоставимости национальных систем высшего образования;

- Повышение качества образования.

Для достижения этой цели было предложено:

- Применять удобные и понятные градации дипломов, степеней и квалификаций;

- Внедрить двухступенчатую структуру высшего образования;

- Применить единую систему кредитных единиц (систему ECTS–EuropeanCommunityCourseCreditTransferSystem) и приложений к дипломам;

- Нарабатывать, поддерживать и развивать европейские стандарты качества с применением сопоставимых критериев, механизмов и методов их оценки;

- Устранить препятствия к распространению мобильности студентов, преподавателей, исследователей и управленцев высшей школы.

На всех этапах внедрения Болонского процесса провозглашалось, что он является добровольным, основанным на ценностях европейского образования и культуры, а не нивелирует национальных особенностей образовательных систем разных стран Европы, является многовариантным, гибким, открытым, постепенным. Однако не стоит и идеализировать Болонский процесс - он характеризуется противоречивостью и сложностью, хотя для стран, желающих интегрироваться в Европейский гуманитарный пространство и, в конце концов, вступить в Европейский Союз (ЕС), альтернативы ему нет. При этом следует заметить, что если на учредительной конференции в Болонье (1999) до первых 29 стран почти не выдвигали каких-либо существенных требований, то уже на Пражском саммите (2001) до четырех новых кандидатов они были достаточно серьезными, а семь стран, которые вступали в Болонской содружество на Берлинском саммите (2003), вынуждены были выдержать настоящий экзамен.

Бесспорно, вступление в это содружество будет сложным и для Украины: ей нужно осуществить основательный сравнительный анализ отечественной системы науки и образования с европейской (по болонской моделью); по результатам этого анализа определить необходимые изменения и начать соответствующие реформы национальной науки и образования.

В частности, Украина должна придерживаться шести ключевых позиций.

1. Внедрение двух циклового обучения: первый - до получения первой академической степени бакалавра и второй - к получению степени магистра. Продолжительность первого цикла - не менее трех и не более четырех лет, продолжительность второго - один-два года после завершения первой степени и / или докторской степени (при общей продолжительности обучения семь-восемь лет).

2. Введение кредитно-модульной системы учета трудоемкости учебной работы. За основу предлагается взять ECTS как накопительная систему, способную работать в рамках концепции «Обучение в течение всей жизни».

3. Контроль качества образования, которым предусмотрена организация аккредитации агентств, независимых от национальных правительств и международных организаций. Оценка учитывать НЕ продолжительность или содержание обучения, а те знания, умения и навыки, которые получили выпускники. Одновременно будут определены стандарты транснационального образования.

4. Мобильность студентов, которая возрастет в результате выполнения предварительных условий, кроме того, - мобильность преподавательского и иного персонала для взаимообогащения европейским опытом. Предполагается изменение национального законодательства по вопросам трудоустройства иностранцев.

5. Обеспечение трудоустройства выпускников: одним из важных положений Болонского процесса является ориентация высших учебных заведений на конечный результат - возможность применения знаний и умений выпускников в интересах всей Европы.

Предполагается, что все академические степени и другие квалификации будут востребованы на европейском рынке труда, а профессиональное признание квалификаций станет упрощенным.

Для такого признания квалификаций предполагается повсеместно использовать Приложение к диплому образца ЮНЕСКО.

эффективный образовательный сектор, европейские стандарты в высшей школе

6. Обеспечение привлекательности европейской системы образования: одной из главных задач в рамках Болонского процесса является привлечение в Европу студентов из других регионов мира путем внедрения общеевропейской системы гарантии качества образования, кредитной накопительной системы, легкодоступных квалификаций, которые будут способствовать росту заинтересованности европейских и других граждан выше образованием.

Ответственная задача Украины - ускорить внедрение европейских стандартов в высшей школе, не теряя при этом своих лучших традиций.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!