Нормативно-правовые нормы о студенческом самоуправлении в Украине
« Назад Получив определенные навыки работы в органах студенческого самоуправления, студенты западных государств продолжают традиции самоуправления в высших учебных заведениях, которые имеют многовековую традицию демократических прав и академических свобод.
Эта традиция на протяжении последних десятилетий приобретает практическое закрепление на уровне специальных актов, разработанных и утвержденных на съездах сообществ высших учебных заведений. Показательной в этом плане является Лимская декларация «О академической свободе и автономии высших учебных заведений» от 10 сентября 1988, которая была утверждена на Международных общем собрании Всемирной университетской службы. В соответствии с п. 10 Лимской декларации все высшие учебные заведения должны гарантировать участие студентов в своих органах управления, лично или коллективно, высказывать мнение по любым национальным или международным вопросам, а согласно п. 19 автономия высших учебных заведений должна выполняться демократическими средствами самоуправления, включающие активное участие всех членов академических сообществ. Права студентов в Европе гарантируются и многочисленными документами в рамках Болонского процесса и формирования Европейского пространства высшего образования. С момента провозглашения независимости Украины пытается утвердиться в мире как демократическое, социальное и правовое государство. Соответствующие принципы получили практическое воплощение в нормах отечественного законодательства, гарантированные ст. 1 Конституции Украины от 28 июня 1996 года. Студенчество является частью народа Украины, а студенческое самоуправление является составляющей общего самоуправления как права общины самостоятельно решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины. При этом Украина адаптирует национальное законодательство с международными нормами и стандартами, прежде всего законодательства Европейского Союза, вступление в который является стратегической целью нашего государства. Главными недостатками норм Закона Украины «Об образовании» в части ученического и студенческого самоуправления является то, что он не обеспечивает независимость учащейся и студенческой сообщества от администрации учебного заведения, не содержит гарантий материальной и финансовой независимости органов ученического и студенческого самоуправления. Кроме того, с учетом норм Закона Украины «Об образовании» разрабатывались и многочисленные подзаконные акты Кабинета Министров Украины и Министерства образования и науки Украины, которые также ограничивали права органов ученического и студенческого самоуправления. Эта норма фактически перечеркивает самостоятельный характер деятельности органов студенческого самоуправления. Студенческое самоуправление как проявление демократического строя государства, должна занять активную позицию в европейском интеграционном процессе, способствовать налаживанию международных связей Украины, поддерживать международные обмены студентов. В европейских странах органы студенческого самоуправления находятся в равноправных партнерских отношениях с администрацией учебных заведений, только начинает внедряться в Украине. Однако и сегодня главными проблемами остаются зависимость студенческого самоуправления от администрации учебных заведений и отсутствие надлежащей материальной и финансовой базы, обеспечило бы его полноценную деятельность. Устранение указанных недостатков возможно как путем дальнейшего совершенствования Закона Украины «О высшем образовании», так и через принятие Закона Украины «О студенческом самоуправлении в Украине». С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |