История становления автономных высших учебных заведений и самоуправления в них
« Назад Основные тенденции развития студенческого самоуправления в условиях социальной трансформации в Украине связаны с включением в сферу самоуправления учебного процесса в вузе, научно-исследовательской работы студентов, разнообразием форм и институтов студенческого самоуправления, становлением социального партнерства и соуправления. Подходы к теории совместного проживания индивидов, принципы объединения их в сообщества, одним из которых является самоуправление, раскрыто в научном наследии М. Грушевского, А. Мироненко, O. Мишанича и др., Что позволило проследить историческую традицию становления и развития таких образований Анализ философской и социологической литературы в контексте задач исследования позволили определить, что местное самоуправление - это автономия деятельности сообщества людей на определенной территории, самоуправления учебного заведения - это его автономия в принятии решений, которые непосредственно касаются внутренней жизни, а студенческое самоуправления - автономия студенчества в пределах вуза. Введение студенческого самоуправления в высших учебных заведениях является конкретной реализацией гражданских прав студентов, форму ния в них чувство ответственности, умение решать социальные, экономические и культурно-образовательные проблемы. Психологический аспект самоуправления связан с саморегуляцией самого человека, самоорганизацией ее внутренних процессов. На основании анализа философского, правового, психологического, социологического и педагогического аспектов проблемы самоуправления определены и обозначены направления деятельности студенческого самоуправления в высшей школе на современном этапе развития общества, а именно: организационная, общественная, научная, благотворительная, разъяснительная и агитационная, информативная деятельность органов студенческого самоуправления. Исследование теоретических основ социализации в работах отечественных и зарубежных авторов дало основания признать сложность и многогранность проблемы, поскольку она сочетает в себе значительный объем научных знаний по философии, психологии, социологии, культурологии, социальной педагогики. Анализ различных подходов к определению понятия "социализация" обусловил такое определение ключевого понятия исследования: социализация студенческой молодежи в высшем учебном заведении - это непрерывный сложный многосторонний процесс формирования личности как социального существа в ее социальном окружении, основанный на особенностях системы образования и воспитания в конкретной стране, опыте нынешних и предыдущих поколений студентов и преподавателей, принятых в конкретном высшем учебном заведении традициях и обычаях, а также на специфике вхождения индивида к социальной среде студенчества. Обобщение нормативно-правовых документов по организации студенческого самоуправления, практики деятельности современной системы студенческого самоуправления в Украине позволило определить следующие особенности студенческого самоуправления:
Участие в студенческом самоуправлении направлено на развитие позитивного отношения студента к себе как активного и ответственного социального субъекта, в различных социальных групп (по профессиональному, возрастному, социальной и т.п. признакам), к обществу в целом. Важным является формирование ценностного отношения к студенческому сообществу как весомого фактора молодежной политики. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |