Распечатать страницу
Главная \ Интересные статьи для студентов \ Студенческая жизнь \ Студенческая жизнь \ История становления автономных высших учебных заведений и самоуправления в них

История становления автономных высших учебных заведений и самоуправления в них

« Назад

Основные тенденции развития студенческого самоуправления в условиях социальной трансформации в Украине связаны с включением в сферу самоуправления учебного процесса в вузе, научно-исследовательской работы студентов, разнообразием форм и институтов студенческого самоуправления, становлением социального партнерства и соуправления.

основные тенденции развития студенческого самоуправления

Подходы к теории совместного проживания индивидов, принципы объединения их в сообщества, одним из которых является самоуправление, раскрыто в научном наследии М. Грушевского, А. Мироненко, O. Мишанича и др., Что позволило проследить историческую традицию становления и развития таких образований

Анализ философской и социологической литературы в контексте задач исследования позволили определить, что местное самоуправление - это автономия деятельности сообщества людей на определенной территории, самоуправления учебного заведения - это его автономия в принятии решений, которые непосредственно касаются внутренней жизни, а студенческое самоуправления - автономия студенчества в пределах вуза.
Анализ социологического подхода к понятию "студенческое самоуправление" позволил выделить ведущие его характеристики как социокультурного феномена, связанные со спецификой студенчества как транзитной социокультурной общности, сочетает в себе профессиональную, социальную и культурную (личностно развивающую) компетентности.

Введение студенческого самоуправления в высших учебных заведениях является конкретной реализацией гражданских прав студентов, форму ния в них чувство ответственности, умение решать социальные, экономические и культурно-образовательные проблемы. Психологический аспект самоуправления связан с саморегуляцией самого человека, самоорганизацией ее внутренних процессов.

На основании анализа философского, правового, психологического, социологического и педагогического аспектов проблемы самоуправления определены и обозначены направления деятельности студенческого самоуправления в высшей школе на современном этапе развития общества, а именно: организационная, общественная, научная, благотворительная, разъяснительная и агитационная, информативная деятельность органов студенческого самоуправления.

Исследование теоретических основ социализации в работах отечественных и зарубежных авторов дало основания признать сложность и многогранность проблемы, поскольку она сочетает в себе значительный объем научных знаний по философии, психологии, социологии, культурологии, социальной педагогики.

Анализ различных подходов к определению понятия "социализация" обусловил такое определение ключевого понятия исследования: социализация студенческой молодежи в высшем учебном заведении - это непрерывный сложный многосторонний процесс формирования личности как социального существа в ее социальном окружении, основанный на особенностях системы образования и воспитания в конкретной стране, опыте нынешних и предыдущих поколений студентов и преподавателей, принятых в конкретном высшем учебном заведении традициях и обычаях, а также на специфике вхождения индивида к социальной среде студенчества.

Обобщение нормативно-правовых документов по организации студенческого самоуправления, практики деятельности современной системы студенческого самоуправления в Украине позволило определить следующие особенности студенческого самоуправления:

  • автономность (предусматривает относительную независимость в определении целей деятельности коллектива, разработке ведущих направлений, самостоятельность в выборе мотивации деятельности, средств достижения, стиля осуществления);
  • иерархичность (установления между ними взаимосвязей, распределение полномочий, степени ответственности и т.д.);
  • связь с социальной средой (налаживание социального партнерства с общественными организациями, государственными учреждениями);
  • наличие органов самоуправления (создание на каждом иерархическом уровне (группа - курс - факультет - вуз) соответствующих органов студенческого самоуправления);
  • самодеятельность (наличие определенных полномочий);
  • целеустремленность (способность ставить цели своей деятельности, согласовывать их с ключевыми целями учебного заведения, государственной молодежной политики).

история становления автономных высших учебных заведений

Участие в студенческом самоуправлении направлено на развитие позитивного отношения студента к себе как активного и ответственного социального субъекта, в различных социальных групп (по профессиональному, возрастному, социальной и т.п. признакам), к обществу в целом. Важным является формирование ценностного отношения к студенческому сообществу как весомого фактора молодежной политики.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!