Распечатать страницу

Основные цели Болонского процесса

« Назад

Официально наше государство стало членом Болонского процесса 19 мая 2005, когда ее представитель подписал декларацию Бергенском конференции. За это время по результатам эксперимента, проводившегося в ряде высших учебных заведений, наработано и разработаны соответствующие рекомендации. В целом Болонский процесс в пределах Западной Европы оценивается как явление положительное. Об особенностях внедрения Болонского процесса в систему высшего образования, то здесь достаточно много критических замечаний. Некоторые считают, что система несовершенна, что она ориентирована на более низкий уровень базовых знаний, не способствует развитию коммуникативных способностей и нуждается в совершенствовании. Кроме того, внедрение механизмов Болонского процесса, по мнению профессорско-педагогического состава, уничтожит отечественные научные школы, является неизбежным следствием введения должности тьюторов (учителей-инструкторов), и ликвидации кафедр. Отмечается также, что новая система не совместима с нашей слабой технической базой.

страны процесса, Бергенская конференция

Сегодня Болонская система становится реальным фактором деятельности вузов Украины. Не стал исключением в этом отношении и южный регион. Есть определенные достижения, но есть и существенные проблемы, без устранения которых говорить о действенности новой системы достаточно проблематично. Прежде всего, задача реализации принципов Болонского процесса имеет формальное и сущностное измерение. С формальной точки зрения необходимо отработать ряд документов и организационно внедрить кредитно-модульную систему. Это довольно кропотливая работа, поскольку требует разработки образовательно-квалификационных характеристик, образовательно-профессиональных программ подготовки специалистов, соответствующих учебных планов, структурно-логических схем изучения дисциплин, распределения учебных дисциплин на модули, разработку методического обеспечения изучения каждого модуля и соответствующего контроля.

Практически во всех вузах эта работа начата: разработаны детальные инструкции по организации и проведению занятий по новой системе, с преподавателями кафедр проведены специальные семинары, на которых рассматривались особенности работы преподавателя в новых условиях, по новой системе организован учебный процесс со студентами первых курсов, научно методические центры основное внимание акцентируют на разработке соответствующего методического обеспечения.

По такой составляющей учебного процесса как студенты, то здесь необходимо отметить несколько существенных моментов. Прежде, преподаватели вузов отмечают устойчивую тенденцию к ухудшению качества абитуриентов как по уровню интеллекта, так и по уровню здоровья. Причина довольно банальна - несбалансированность учебного процесса в средней школе. Школа пытается охватить растущий информационный поток, в результате чего школьные учебные программы оказываются перегруженными. Как следствие, значительная часть учеников теряет мотивацию к обучению и зарабатывают формальные оценки.

старт болонского процесса, цели Болонского процесса

И так,болонский процесс - это средство перевода европейского образования на качественно новый уровень с целью придать ей привлекательности, качества, мобильности, непрерывности. Если будущее Украины связано с Европой и прогрессом, то мы должны внедрять его не только формальную, но и сущностную стороны.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!