Болонский процесс является основой создания Европейского пространства высшего образования
« Назад Европейское пространство высшего образования должно обеспечить широкий доступ к качественному высшему образованию, которая базируется на принципах демократии и независимости университетов, их научной и исследовательской самостоятельности; активизировать мобильность студентов и научно-педагогических кадров; подготовить молодежь к активной жизни в демократическом обществе, заложить основы для профессиональной карьеры и личного развития.
Болонский процесс является общеевропейской стратегии реформирования высшего образования, которая сосредотачивается на трех элементах: 1) переходе европейских высших учебных заведений на трехступенчатую структуру (бакалавр - магистр - доктор); 2) обеспечении качества высшего образования, создании независимых агентств, следят за качеством высшего образования в странах-участницах, и 3) признании квалификаций и периодов обучения, полученных студентами в различных высших учебных заведениях Европы. Разработанная в рамках Болонского процесса Европейская система накопления и трансфера кредитов (ЕCTS) для обеспечения мобильности студентов упрощает понимание и сравнение учебных программ и достижений студентов. Системой введена единая межгосударственная процедуру измерения и сравнения результатов обучения студентов, их академического признания между высшими учебными заведениями. Через два года после подписания Болонской декларации, в мае 2001 г. По Праге состоялся саммит министров образования стран Европы, в ходе которого в 29 стран, подписавших Болонскую декларацию, присоединились еще 4 страны и были подтверждены и дополнены основные цели, определенные Болонской декларацией. На конференции в Берлине в сентябре 2003 гг. До Болонского процесса присоединились 8 стран, а в мае 2005г., Во время конференции в г. Берген - еще 5 Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова и Украина. Таким образом, к Болонскому процессу привлечено 46 государств, почти все страны-участницы перешли на трехступенчатую структуру обучения, и большинство из них присоединилась к Европейской системы накопления кредитов. Стратегия ЕС по образованию и обучению получила новый толчок для развития после принятия в Лиссабоне в марте 2000 г.., Так называемой Лиссабонской стратегии, направленной на повышение глобальной конкурентоспособности ЕС через экономическое обновление, совершенствование социальной сферы и охрану окружающей среды. Совет Европейского Союза определила для ЕС задачи на следующее десятилетие: стать самой конкурентоспособной и динамичной в мире экономикой, основанной на знаниях, способна к постоянному росту, обеспечивает более лучших рабочих мест и более тесную социальную сплоченность. Реформа в сфере образования является залогом успешного перехода к экономике, основанной на знаниях, и общества, сосредоточенного на развитии человеческих ресурсов, в экономической конкурентоспособности и социально-политической стабильности. ЕС определил три основных направления структурного реформирования национальных систем высшего образования: учебные программы, управления, финансирования. Реформы в этих направлениях очень похожи на тех, которые вводятся в Украине после ее присоединения к Болонскому процессу в 2005г. В рамках программ внешней помощи Европейская Комиссия осуществляет целый ряд мероприятий в сфере образования, которые дополняют внутренние программы ЕС и имеют целью: • оказание поддержки странам-партнерам в сфере реформирования системы высшего образования; • популяризация общих и более глубокое понимание между людьми и культурами; • содействие развитию Европейского Союза как мирового центра совершенствования образования и подготовки, что будет способствовать процветанию Европы и экономическому росту; • улучшение качества услуг и человеческих ресурсов в ЕС через совместное обучение и обмен опытом. Особое внимание уделяется именно системе высшего образования, которая играет ключевую роль в жизни современного общества, содействуя социальному, культурному и экономическому развитию, популяризации общеевропейских этических и культурных ценностей и подготовке лидеров будущего. Европейская Комиссия внедряет целый ряд международных программ сотрудничества в сфере высшего образования. На сегодняшний день Украина участвует в следующих программах Европейской Комиссии: • Программа Темпус, разработанная для поддержки социальных и экономических преобразований в странах-партнерах. Программа Темпус способствует развитию в этих странах систем высшего образования путем максимально сбалансированного сотрудничества с партнерами из стран ЕС. • Программа Эразмус Мундус - это программа сотрудничества и мобильности в сфере высшего образования, направленная на развитие Европейского Союза как всемирного центра совершенства образовательного процесса, развитие партнерства между высшими учебными заведениями Европы и третьих стран и укрепление международных связей в сфере высшего образования за поддержку высококачественных европейских магистерских и докторских программ. • Программа Жана Моне - это образовательная программа, цель которой заключается в повышении уровня знаний и осведомленности общества в ЕС и за его пределами в вопросах европейской интеграции через стимулирование преподавания, исследовательской деятельности и дискуссий на темы, касающиеся Европейского Союза.
С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |