Курсовая работа Агрессивное поведение младших школьников
Код роботи: 5323
Вид роботи: Курсова робота
Предмет: Педагогическая психология (Педагогічна психологія)
Тема: Агрессивное поведение младших школьников
Кількість сторінок: 43
Дата виконання: 2012
Мова написання: російська
Ціна: 200 грн
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы агрессивного поведения младших школьников
1.1. Понятие агрессия и агрессивность
1.2. Проявления и причины агрессивности в младшем школьном возрасте
Глава 2. Экспериментальное исследование агрессивного поведения младших школьников
2.1. Исследование агрессивности младших школьников
2.1.1. Результаты методики «Тест эмоций» Басса-Дарки (в модификации В. Резапкиной)
2.1.2. Результаты методики «Шкала прямой та косвенной агрессии» К. Бьерквиста
2.1.3. Результаты методики «Несуществующее животное» А.Л. Венгера
2.2. Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность исследования. Актуальной проблемой современности является рост агрессивности детей, подростков и молодежи. Это связано прежде всего с общей социальной напряженностью, психологической неуравновешенностью всего общества, которое тяжело переживает переход к рыночным отношениям, растущий кризис социальной системы.
Анализ современной школьной практики свидетельствует, что школьников практически никто не учит умение формировать в себя установку на эмоциональные контакты с другими людьми, развивать способность корректировать свои эмоциональные реакции на внешние и внутренние воздействия. Кроме того, сегодня есть определенное количество детей из так называемых «неблагополучных семей», в которых постоянно наблюдается асоциальное поведение. В то же время их родители нередко жалуются педагогам и психологам на повышенную раздражительность и агрессивность своих детей. Сами педагоги также все чаще обращаются к школьным практических психологов с вопросом поиска средств педагогического воздействия на детей, которые отличаются агрессивными проявлениями поведения.
В своей работе мы пришли к выводу, что к изучению детей с нравственными поведенческими аномалиями следует подходить очень осторожно и тщательно. Воспитатели нередко допускают серьезную ошибку, анализируя негативные проявления ребенка и не ища положительных качеств личности, на которые можно положиться при воспитании.
Агрессивное поведение проявляется уже в раннем возрасте, подвергая испытанию родительское терпение и создавая напряжение в отношениях со сверстниками.
Агрессивным проявлением у детей, так называемым «аффектом неадекватности» является отрицательное эмоциональное состояние, что является результатом повышенных притязаний, которые не совпадают с возможностями. Он развивается вследствие того, что стала самооценка оказывается выше, чем реальные достижения ребенка и чем оценка, которую она получает, сталкиваются и учителя начальных классов.
Актуальность данной темы в том, что проблемой современности в общеобразовательных учреждениях является агрессивное поведение детей младшего школьного возраста. К сожалению, этой проблеме не наделяется достаточного внимания в психологической и педагогической литературе. Она является чрезвычайно важной и требует своего решения. Ведь именно в этот возрастной период закладываются основные стереотипы поведения.
В этих условиях становится актуальным анализ проблемы агрессивных проявлений младших школьников. Проблемой агрессии у детей занимаются многие ученые, как Л. Берковиц, Браслав Е., Бютнер К, Лоренц К., Паренс Г. за рубежом, Фурманов И.А., Рум’янцева Т.Г., Монина Г.Б. и другие.
Все вышесказанное позволило сформулировать тему исследования: «Диагностика агрессивного поведения детей младшего школьного возраста».
Объектом исследования данной роботы является агрессивность в младшем школьном возрасте.
Предметом исследования является особенности агрессивных проявлений у младших школьников.
Цель курсовой роботы - изучение особенностей агрессивности в младшем школьном возрасте.
В работе проверено следующая гипотеза: «Существуют различия в агрессивном поведении мальчиков и девочек младшего школьного возраста».
Цель роботы реализуется через задачи:
1) рассмотреть основные понятия;
2) провести во время практики диагностики.
Для достижения цели, решения поставленных задач и проверки гипотезы, нами были применены следующие теоретические и эмпирические методы и методики:
- анализ, сравнение, обобщение теоретических и экспериментальных данных по проблемам;
- наблюдение, что способствовало более детальному изучению поведения младших школьников;
- стандартизированные опросники, которые позволили диагностировать уровни мотивации и доминирующие мотивы учения: методика «Тест эмоций» Басса-Дарки (в модификации В. Резапкиной); методика «Шкала прямой та косвенной агрессии»; методика «Несуществующее животное» А.Л. Венгера.
Экспериментальная база исследования: младшие школьники 4-А класса гимназии №8 в городе Моджа. В исследовании участвовало 28 школьников 10-11лет, из них 18 девочек и 10 мальчиков.
Практическое значение работы состоит в том, что сделан анализ зарубежной и отечественной психологической литературы данной тематики и экспериментальное изучение проблемы может использовать практический психолог для проведения просветительской, профилактической и коррекционной работы; полученные экспериментальным путем данные могут использовать в своей работе классный руководитель для проведения воспитательной работы, а также учителя для более эффективного проведения урока.
Вопрос о сути человеческой агрессии занимало лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривались с различных позиций - с точки зрения философии, поэзии, религии. Однако только в нашем веке данная проблема стала предметом систематического научного исследования, поэтому неудивительно, что не на все вопросы, возникающие в связи с проблемой агрессии, есть ответы. По сути, изучение этой темы часто порождало больше вопросов чем ответов. Однако налицо явный прогресс, и сегодня мы знаем уже достаточно много об истоках и природе человеческой агрессии.
Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями человека; важную роль в формировании агрессивного поведения играют взаимоотношения ребенка с другими детьми; сцены насилия, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей и, в первую очередь, детей.
Таким образом, агрессия - поведение, нацеленное на причинение физического или морального вреда другому человеку. Агрессию, с одной стороны, можно рассматривать как биологически целесообразную форму поведения, которая способствует выживанию и адаптации, а, другой стороны, агрессия расценивается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности людей.
Детская агрессивность возникает из-за чувства незащищенности, беззащитности. Стремясь справиться со своими страхами, ребенок прибегает к защитно-агрессивному поведению. Другим возможным способом преодоления страха может стать направление агрессии на самого себя.
По сути, главной причиной агрессивного поведения детей является нежелание родителей разбираться в его причинах, равнодушие к их эмоционального мира. Выяснили, что главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребенок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить. Можно считать, что это отношение отражает особый склад личности, ее направленность, которая порождает ее специфическое восприятие другого как врага.
Анализ литературы показал, что проблема агрессивности является актуальной, но недостаточно разработанной, что существует большое количество конкурирующих теории. Недостаточно определенным является само понятие агрессия.
Оказалось, что психодиагностических инструментов для исследования мотивов учения младших школьников мало.
Полученные данные были применены в ходе практической работы, которая описана во второй главе.
В ходе практической работы была проведена диагностика уровня развития учебной мотивации младших школьников с использованием пакета методик психодиагностики:
- методика «Тест эмоций» Басса-Дарки (в модификации В. Резапкиной) направленная на выявление различных форм агрессивного поведения;
- методика «Шкала прямой та косвенной агрессии» К. Бьерквиста направленая на выявление физической, вербальной или косвенной агресии;
- методика «Несуществующее животное» А.Л. Венгера, которая позволяет выявить скрытые агрессивные тенденции, типичные для ребенка.
При выборе методов психологической диагностики мы руководствовались соображениями схожести методик между собой, и в то же время их разной направленности, для освящения большего ракурса нашего исследования, для того, чтобы оно было многомерным и не односторонним, но в тоже время оно должно соответствовать требованиям, которые накладывает сам процесс получения информации. К ним относят валидность, надежность, достоверность полученных результатов исследования при выборе той или иной методики.
Исследование проводилось в гимназии №8 в городе Моджа. Выборку испытуемых составили 28 учеников, среди которых 10 мальчиков и 18 девочек. Все дети обучаются во 4-А классе. Возраст учащихся – 10-11 лет.
В результате исследования сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к физической форме агрессии, а у девочек - к вербальной агрессии. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию «вербальная-физическая», сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах — прямой или косвенной, хотя косвенная форма оказывается все-таки более распространенной. Тенденция большей выраженности у мальчиков прямой агрессии (часто физической), а у девочек — косвенной вербальной, очевидно, является кросскультуральной, характерной для детей младшего школьного возраста различных этносов.
В процессе проведенного исследования оказалось, что наша гипотеза подтвердилась. Согласно полученным результатам мы видим, что уровень агрессивности у мальчиков и девочек разные. Мальчики более агрессивные, чем девочки.
Цель достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена, что может говорить об успешности проведения исследования.
Список литературы
1. Аликина Н. В. Особенности агрессивного поведения несовершеннолетних и основы его профилактики / Н. В. Аликина // Метод. рекомендации. – Киев, 1991.
2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2001. – 512 с.
3. Боришевський М. Й. Психологические механизмы развития личности / М. Й. Боришевский // Педагогика и психология. - 1996. - №3 (12).
4. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб: Питер, 2001. - 352 с.
5. Венгер А. Л. Психологическое обследование детей дошкольного - младшего школьного возраста: Тексты и методические материалы / ред.-сост. Г. В. Бурменская. – Москва: УМК 'Психология', 2003. – С. 232-238.
6. Головин С. Ю. Словарь практического психолога Текст. / С. Ю. Головин. Минск.: Харвест, 1998. - 800 с.
7. Головин С. Ю. Словарь практического психолога Текст. / С. Ю. Головин. Минск.: Харвест, 1998. - 800 с.
8. Горбушина О. П. Психологический тренинг. Секреты проведения / О. П. Горбушина. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с.
9. Давыдов В. В. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. - 2-е изд., испр. И доп. - М. Просвещение, 1979. -288 с.
10. Дерманова И. Б. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) / И. Б. Дурманова / Диагностика эмоционально-нравственного развития. – СПб., 2002. - С. 80-84.
11. Дусавицкий А. К. Развитие личности в учебной деятельности / А. К. Дусавицкий. - М.: Дом педагогики, 1996. - 208 с.
12. Ковальчук А. В., Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков / А. В. Ковальчук, Н. Г. Рукавишникова, Д. Н. Журавлев. - Ярославль: Ярославльский государственный педагогический университет, 2011. - 116 с.
13. Коломинский Я. Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Я. Л. Коломойский, Е. А. Панько. - Минск, 1997 г.
14. Левитов Н. Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. – 1972. – № 6. – С. 168-173.
15. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. - М.: Генезис, 2000. - С.51-94.
16. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб, заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАД ОС, 1995г. - 576 с.
17. Паренс Г. Агрессия наших детей / Пер. с англ. Л. Г. Герцик, А. В. Решетникова. – М.: Форум, 1997. – 152 с.
18. Славина Л. С. Трудные дети: избранные психологические труды / Л. С. Славина. - 2-е изд. - М.; Воронеж, 2002. - 432 с.
19. Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И. А. Фурманов. - Минск.: Изд-во Ильин В. П., 1996. - 187 с.
20. Фурманов И. А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. СПб., Речь, 2007.