Курсовая работа Мотивация школьников к обучению
Код роботи: 5314
Вид роботи: Курсова робота
Предмет: Педагогическая психология (Педагогічна психологія)
Тема: Мотивация школьников к обучению
Кількість сторінок: 34
Дата виконання: 2017
Мова написання: російська
Ціна: 250 грн
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы мотивационной деятельности младших школников
1.1. Понятие учебной мотивации
1.2. Особенности формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников
Глава 2. Эксперементальное исследование динамики развития мотивов учебной деятельности у школьников
2.1. Исследование успеваемости и мотивации младших школьников
2.1.1. Результаты анкетирования «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой
2.1.2. Результаты по методики «Лесенка побуждений» А.И. Божовича, И.К. Маркова)
2.1.3. Анализ результатов по методики «Изучение мотивационной сферы учащихся» М.В. Матюхиной
2.2. Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность исследование. У многих учащихся школ возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации. Для того, чтобы бороться с этим, необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения.
Проблема мотивации - одна из ключевых проблемы психологии. Фактически ни одна из психологических теорий не может обойти вопрос побуждений к активности, то есть мотивов. А мотивация учебной деятельности занимает особое место в структуре мотивации. Если рассматривать обучение как процесс приобретения индивидуального опыта, то становится понятным, что именно мотивы учения - первые в структуре мотивов человека и во многом обусловливают всю ее активность.
Важность изучения мотивов учения является общепризнанной, и поэтому существует значительное количество соответствующих исследований. Мотивация учения по значимости является вторым после способностей фактором, определяющим уровень достижений.
Вместе с тем следует отметить, что мотивы обучения значительно меняются со временем. Скорее всего, мотивы учения школьников тридцать, двадцать и десять лет назад отличаются от мотивов современных школьников. Поэтому вопрос мотивов учения младших школьников является актуальным.
Актуальность темы также заключается и в ее практическом смысле. Понимая мотивацию обучения современных младших школьников, педагоги могут оптимизировать процесс обучения, составлять такие учебные программы и планы, которые максимально соответствуют мотивам учеников, и поэтому гарантировать максимальный результат.
Подходы к изучению проблемы школьной мотивации отражены в работах В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, А.К. Марковой и др. Однако следует отметить, что возможная зависимость успеваемости младшего школьника от мотивации в данных исследованиях освещена, на наш взгляд, недостаточно. Отсюда возникает противоречие между потенциальным влиянием мотивации учебной деятельности на ее успешность у младших школьников и недостаточной научной разработанностью данного вопроса.
Все вышесказанное позволило сформулировать тему исследования: «Диагностика психологических факторов мотивации младшего школьника к учебной деятельности».
Объектом исследования данной работы является мотивация обучения.
Предметом исследования являются мотивы обучения младших школьников и методики их диагностики.
Цель курсовой роботы - сформировать и обосновать диагностический набор исследования.
В работе проверено следующая гипотеза: «Существует связь между уровнем школьной мотивации, ведущими мотивами обучения младших школьников и их академической успеваемостью».
Цель роботы реализуется через задачи:
1) рассмотреть основные понятия;
2) провести во время практики диагностики.
Для достижения цели, решения поставленных задач и проверки гипотезы, нами были применены следующие теоретические и эмпирические методы и методики:
- анализ, сравнение, обобщение теоретических и экспериментальных данных по проблемам;
- наблюдение, что способствовало более детальному изучению поведения младших школьников;
- метод анализу документации (анализ успеваемости по классному журналу);
- стандартизированные опросники, которые позволили диагностировать уровни мотивации и доминирующие мотивы учения: анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой, методика «Лесенка побуждений» А.И. Божовича, И.К. Марковой, методика «Изучение мотивационной сферы учащихся» М.В. Матюхина.
Экспериментальная база исследования: младшие школьники 2-А класса средней общеобразовательной школы №32. В исследовании участвовало 26 школьников 7-8 лет, из них 16 девочек и 10 мальчиков.
Практическое значение работы состоит в том, что сделан анализ зарубежной и отечественной психологической литературы данной тематики и экспериментальное изучение проблемы может использовать практический психолог для проведения просветительской, профилактической и коррекционной работы; полученные экспериментальным путем данные могут использовать в своей работе классный руководитель для проведения воспитательной работы, а также учителя для более эффективного проведения урока.
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
2. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2010. – 448 с.
3. Изучение мотивационной сферы учащихся (М. В. Матюхина) / Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004, - С. 139-141.
4. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. - М., Просвещение, 1990. - 192 с.
5. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 2: Психология образования / Р. С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С. 210.
6. Реан А. А., Психология личности. Социализация, поведение, общение. – М.: Прайм-Еврознак, 2005. – 416 с.
7. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология / Н. Ф. Талызина. – М.: Изд. центр «Академия», 1998. – С. 27.
8. Тешева М. М. Роль стимулирования и мотивации в обучении / М. М. Тешева // Ежеквартальный научный журнал: Вестник АГУ. - 2005. - №1. – С. 141-144.
9. Фетискин Н. П. Социально психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М.: Изд-во Инст. психотерапии, 2002. – С. 81-82.
10. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1-2. – М.: «Глас», 2005. - 867 с.
11. Цукерман Г. А. Введение в школьную жизнь. М.: Генезис, 2003. - 128 с.
12. Чирков В. И. Мотивация учебной деятельности. – М.: «АСТ - Москва», 1991.
13. Щукина Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979.
14. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. И. Щукина. – М.: Просвещение, 1971. – 275 с.
15. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – М.: Моск. Психолого-социальный инст., Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – С. 275.
16. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника // Якобсон П. М. Психология мотивации. – М. – Воронеж, 1998.
Заключение
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов.
Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, — организацией образовательного процесса; в-третьих, — субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в-четвертых, — субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу; в-пятых, — спецификой учебного предмета.
Таким образом, мотивация - это одна из важнейших условий, обеспечивает успешное формирование у учащихся знаний, служит для них источником получения новой информации и осмысления ее, развитию речи и самостоятельного понимания материала.
Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще не посещали школу, его не было и у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования.
Среди основных задач, стоящих в настоящее время перед школой и перед каждым учителем, нет другой, более важной и в то же время более сложной, чем задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Ведь очевидно, что без такой мотивации деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной.
Таким образом, мы приходим к выводу, что данные психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что младший школьный возраст имеет большие резервы формирования мотивационной сферы учения. Младший школьный возраст — это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит ее судьба в течение всего школьного возраста.
Анализ литературы показал, что проблема мотивов учения является актуальной, но недостаточно разработанной, что существует большое количество конкурирующих теории. Недостаточно определенным является само понятие мотивов. Целый ряд исследований выполнены достаточно давно.
Оказалось, что психодиагностических инструментов для исследования мотивов учения младших школьников мало.
Полученные данные были применены в ходе практической работы, которая описана во второй главе.
В ходе практической работы была проведена диагностика уровня развития учебной мотивации младших школьников с использованием пакета методик психодиагностики:
- анкета "Оценка уровня школьной мотивации" Н.Г. Лусканова направленная на изучение уровня мотивации младшего школьника;
- методика «Лесенка побуждений» А.И. Божовича, И.К. Маркова, направленная на выявление иерархии познавательных, социальных и гармонических мотивов учения;
- методика «Изучение мотивационной сферы учащихся» М.В. Матюхина, направленная на выявление иерархии широко-социальных, учебно-познавательных, узко личностных мотивов и мотивов избегания неприятностей.
Кроме анкетирования и тестирования также использовался метод анализа школьной документации. Это метод был избран для того, чтобы определить школьную успеваемость. Успеваемость учебной деятельности школьников определялась по итоговым результатам успеваемости за первую четверть. Для этого был проведен анализ школьных журналов успеваемости учащихся класса. По каждому учащемуся был вычислен средний показатель успеваемости по всем учебным предметам, которые изучались.
В исследовании приняли участие учащиеся 2-А класса общеобразовательной школы №32. Объем выборки – 26 человека, из которых 16 девочек и 10 мальчиков в возрасте от 7 до 8 лет.
В результате исследования было выявлено статистически значимую связь между уровнем школьной мотивации учеников и их академической успеваемостью - эта связь оказался прямою - высокая школьная мотивация коррелирует с высокими академическими достижениями. Так же само выявлена связь на уровне сильной тенденции между ведущими мотивами обучения младших школьников и их академической успеваемостью. Более высокую академическую успеваемость имеют ученики с доминирующими познавательными мотивами.
Данные исследования позволяют с уверенностью утверждать, что высокая позитивная мотивация оказывает большее влияние на школьную успеваемость, чем уровень интеллекта и каким бы школьник не был способным, без желания и толчка к учебе успехов он не добьется.
Цель достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена, что может говорить об успешности проведения исследования.