Распечатать страницу
Главная \ База готовых работ \ Готовые работы по гуманитарным дисциплинам \ Дошкольное образование \ 5209. Курсовая работа Особенности сенсорного развития дошкольников с нарушением слуха в процессе организационного обучения

Курсовая работа Особенности сенсорного развития дошкольников с нарушением слуха в процессе организационного обучения

« Назад

Код роботи: 5209

Вид роботи: Курсова робота

Предмет: Дошкольное образование (Дошкільна освіта)

Тема: Особенности сенсорного развития дошкольников с нарушением слуха в процессе организационного обучения

Кількість сторінок: 48

Дата виконання: 2017

Мова написання: російська

Ціна: 300 грн

Введение

Глава 1. Теоретическое исследование особенностей сенсорного развития детей с нарушением слуха

1.1. Сенсорное развитие детей в онтогенезе

1.2. Особенности сенсорного развития детей с нарушением слуха

1.3. Сенсорное развитие детей с нарушением слуха в ДОУ

Вывод к главе 1

Глава 2. Диагностика сенсорного развития дошкольников с нарушением слуха

2.1. Констатирующий эксперимент

2.2. Формирующий эксперимент

2.3. Констатирующий эксперимент

Вывод к главе 2

Заключение

Литература

Приложение

Одним из важных условий сенсорного развития детей с нарушением слуха является осуществление его в процессе содержательной деятельности. Именно в условиях содержательной, результативной деятельности складывается возможность сделать особенности, отношения, свойства предметом внимания детей, предметом освоения.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно – творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов. Для изобразительной деятельности этого возраста характерны быстрые переходы из рисования в игру.

Игра – это особый вид деятельности дошкольника, она всегда носит творческий характер [16, стр. 176]. Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. Дидактические игры проводимы вне занятия и являющиеся составной частью занятий обучают и закрепляют знания в игровой форме. Дидактические игры и упражнения для детей проводятся последовательно, систематично.

Направленное сенсорное воспитание позволяет сдвинуть сроки и увеличить темп сенсорного развития, преодолеть многие отклонения в сенсорном развитии аномальных детей раннего и дошкольного возраста. Оно оказывает существенное воздействие на весь ход психического развития ребенка, содействуя развитию деятельности, мышления и речи.

Разбор данных позволяет утверждать, что дети, с которыми проводилась экспериментальная работа, показали лучшее восприятие сенсорных эталонов формы, цвета, величины, чем дети, с которыми целенаправленно не проводились дидактические игры.

Исследование показало, что у детей с нарушением слуха раннего и дошкольного возраста имеются тенденции развития, общие с тем, которые наблюдаются у нормальных детей. Одним из наиболее существенных нарушений, которые возникают как при сенсорном дефекте, является нарушение усвоения общественного опыта, которое накладывает отпечаток на все последующее развитие ребенка, в том числе на сенсорное.

В процессе исследования выявилось наличие «нормы» сенсорного развития для глухих и слабослышащих детей, не имеющих специальных условий обучения и воспитания. Норма эта количественно и качественно отлична от нормы, выявленной для детей с нормальным развитием. Однако эти отличия не свидетельствуют об интеллектуальной недостаточности ребенка, а есть закономерное следствие нарушения усвоения сенсорного опыта при снижении слуха. В связи с разными путями овладения сенсорным опытом в оценке сенсорного развития особое значение приобретают способы ориентировки в задании, которые в ряде случаев оказываются более показательными, чем достижение или недостижение положительного результата.

Все сказанное выше позволяет говорить о целесообразности использования показателей сенсорного развития, как одного из компонентов диагностики при отборе в специальные дошкольные учреждения.

Ряд фактов, полученных в исследовании, позволяет обсудить и некоторые общие вопросы развития восприятия.

Прежде всего, были получены существенные данные о роли сенсорного развития детей с нарушением слуха. Было обнаружено, что при отсутствии словесной речи при правильном использовании таких способов передачи ребенку общественного сенсорного опыта, как совместные действия взрослого и ребенка, жестовая инструкция, анализ образца и самостоятельный анализ ситуации, можно добиться весьма существенных результатов в перцептивном развитии ребенка. Ребенок может овладеть выделением свойств и отношений предметов, научиться учитывать их в своей деятельности, затем перейти от практической ориентировки к перцептивной. Невозможна передача знаний и сведений о предметах, находящихся за пределами непосредственного оптического поля ребенка. Процессы формирования перцептивного обобщения, становление целостного образа в этих условиях проходят замедленно, затрудненно.

Все изложенное выше позволяет нам говорить, как о теоретической и практической значимости полученных результатов, так и о перспективах дальнейшего исследования.

1. Белова Н. И. К вопросу о произношении глухих дошкольников // Активизация познавательной деятельности глухих и слабослышащих учащихся: сб. науч. трудов / Ответ. ред. Е. И. Андреева. – Л.: ЛГПИ А. И. Герцена, 1973.

2. Венгер Л. А. др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 1988. - 144 с.

3. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для уч-ся по спец. 2002 «Дошкольное воспитание» и 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» / В. И. Ядешко, Ф. А. Сохина, 2 – изд. Испр. И доп., - М., 1986, с. 130-131.

4. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. для твоспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина / Под ред. Л. А. Венгера, - М., Просвещение, - С.4-6.

5. Сорокина М. Г. Система М. Монтессори практика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / - М., Издательский центр «Академия», 2003. - С. 130.

6. Дошкольная педагогика. Содео. ком. воспитание в дет. саду. Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов по спец. Дошкольная педагогика и психология» / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой, - М., 1983, - С. 127.

7. Воспитание детей во второй младшей группе детского сада / В. В. Гербова, Р. А. Иванкова, Р. Г. Казакова / Составитель Г. М. Лямишев, - М., «Просвещение», 1981, - С. 86.

8. Корсунская Б. Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. – М.: Просвещение, 1969, - С. 102.

9. Бельтюков В. И. Недостатки произношения слова и их устранение у глухонемых и тугоухих учащихся. – М., 1956, С. 85-86.

10. Тарасов Д. И., Наседкин А. Н., Лебедев В. П., Токарев О. П. Тугоухость у детей. – М., 1984.

11. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с. — (Коррекционная педагогика).

12. Бельтюков В. И. Недостатки произношения слова и их устранение у глухонемых и тугоухих учащихся. – М., 1956.

13. Дошкольная педагогика. Содер. ком. воспитание в дет. саду. Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов по спец. 0312. «Дошк. педагогика и психология» / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой., - М., Просвещение, 1983, - С. 129.

14. Методика обучения рисованию, лепке, и аппликации в детском саду. Учебник для учащихся пед. училищ / Под редакцией доктора педагогических наук Н. П. Сакулиной, издание 5 – е исп., - М., «Просвещение», 1971, - С. 3.

15. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н. П. Сакулиной и Н. Н. Поддьяковой, Метод. указаение. – М., Просвещение, 1969, - С. 176.

16. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Козлова С. А., Куликова Т. А. / Издательский центр Академия, - М., 1998, - С. 333.

Введение

На современном этапе развития человеческой цивилизации существенно меняются представления о процессе формирования человека, приоритетах его личностных качеств, жизненных установок и ценностей. К системе образования, через которую проходит практически всё подрастающее поколение, предъявляются качественно иные, чем в прошлом, требования, в свете которых сложившаяся в индивидуальную эпоху педагогическая парадигма всё чаще выявляет свою неэффективность.

Новые образовательные технологии – это разработка и общественная экспертиза инновационных практико-ориентированных образовательных программ, рассчитанных на повышение эффективности образования и достижения государственных стандартов на основе разнообразных средств обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями.

Поиск новых форм и приёмов обучения в наше время – явление не только закономерное, но и необходимое.

Современная концепция формирования осознанного и произвольного отношения ребёнка к реальности выдвигает на первый план идею о том, что дошкольное воспитание – это возрастной период формирования образных форм сознания. Основными формами сознания, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства, сенсорные эталоны, различные символы и знания, носящие образный характер.

Разработка эффективных форм обучения и воспитания детей с нарушениями слуха чрезвычайно важна для их интеграции. Педагогический процесс по обучению таких детей должен проводиться с учетом не только состояния слуха и речи, но и других психических функций ребенка - разных видов памяти, внимания, работоспособности, эмоций и др.

Одно из центральных мест в общей системе воспитательно-образовательной работы в специальном (коррекционном) дошкольном образовательном учреждении занимает сенсорное развитие и связанная с ним проблема развития практических умений и навыков [1, стр. 45-46].

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.

Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских психологов и педагогов.

В конце XIX – начале XX в. проблема сенсорного развития и воспитания привлекала пристальное внимание В.М. Бехтерева, П.Ф. Каптерева, И.А. Сикорского, Е.И. Тихеевой.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда [2, стр. 144].

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения между ними (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).

Значение сенсорного развития ребёнка в его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Педагогическими исследованиями (О.П. Гаврилушкина, Т.А. Дорофеева, Л.И. Плаксина, Л.И. Рудакова и др.) и практическим опытом дошкольных образовательных учреждений доказана необходимость включение сенсорного развития дошкольников во все виды детской деятельности. Путь реализации и содержание задач сенсорного воспитания зависят от степени и характера нарушения слуха, возраста детей и уровня их развития, вида деятельности, от основных закономерностей и особенностей развития у детей с нарушением слуха сенсорных способностей, проявляющихся в восприятии дошкольниками предметов и их свойств.

Уровень сенсорного развития является базисным, это из условий успешности любого вида деятельности и становления личности.

Практика обучения и воспитания детей с нарушением слуха показала, что наличие нарушений в сенсорной сфере требует особой организации коррекционной работы, учитывающей общую структуру дефекта, особенности развития познавательных процессов и развития личности в целом.

Исходя их дидактического принципа «от простого к сложному», при развитии сенсорных эталонов у детей с нарушение слуха осуществляется постепенный переход от простейших к более сложным опознавательным операциям, которыми овладевают дети старшего возраста. Наметившаяся в сфере образования тенденция к созданию и применению на практике новых современных технологий в обучении приводит к появлению многочисленных исследований, ставящих своей задачей создание таких педагогических технологий.

Всё выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что разработка педагогических технологий коррекции сенсорного развития у детей с нарушением слуха с использованием современных средств обучения является актуальной проблемой для данной категории детей.

Актуальность этой проблемы обусловлена и существующими в настоящее время противоречиями и несоответствиями между:

- быстрым развитием современных образовательных технологий и недостаточным отражением соответствующих инноваций в коррекционно-воспитательном процессе в специализированных дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушением слуха;

- необходимостью использования новых педагогических технологий коррекции сенсорного развития дошкольников с нарушением слуха и недостаточной изученностью особенностей их конструктивно – игровой деятельности, способствующей повышения эффективности коррекционных процессов.

Тема: Особенности сенсорного развития дошкольников с нарушением слуха в процессе организационного обучения.

Предметом данной курсовой является сенсорное развитие дошкольников с нарушением слуха.

Целью исследования является: получение возможно более полной картины сенсорного развития детей с нарушением слуха.

Данная цель курсовой работы требует рассмотрения следующих задач:

- дать определение сенсорного развития детей с нарушением слуха;

- рассмотреть особенности сенсорного развития детей с нарушение слуха;

- провести диагностику сенсорного развития детей с нарушением слуха в ДОУ;

- рассмотреть различные методы изучения сенсорного развития детей с нарушением слуха.

Основное содержание работы: во введении даётся обоснование темы работы, определяются её цели и задачи.

В первой главе проводится теоретическое исследование особенностей сенсорного развития детей с нарушением слуха. Также особое внимание уделяется традиционным и инновационным приёмам сенсомоторных навыков в условиях специализированных учреждений.

Вторая глава посвящена диагностике сенсорного развития дошкольников с нарушением слуха.

В заключении содержатся основные выводы и наблюдения.

Курсовая работа сопровождается списком использованной литературы.

Методы: теоретические и практические.

База: ГОУ школа – интернат 1838.

Цели и задачи определили её структуру и объем. Работа состоит из введения, двух глав, заключения.