Анализ социологического подхода к понятию "студенческое самоуправление" - общественный феномен
« Назад Существуют различные подходы к трактовке социального капитала. Один из подходов, например, опирается на определение социального капитала как качественной характеристики группы или всего общества, а другие трактуют его как характеристику индивидуального социального актера. По мнению Н. Лина, четкое разграничение этих подходов позволит ответить на вопрос, кто получает прибыль - группа или индивид. П. Бурдье отмечал, что специфика социального капитала определяется отношениями «взаимности» («reciprocity») - ожиданиям взаимного обмена, которые поддерживаются имеющимися в определенном обществе рынками и культурой. С точки зрения получения прибыли или преимуществ в социальном взаимодействии социальный капитал является одной из разновидностей капитала, и он, в свою очередь, играет важную роль для поддержания и приумножения других ресурсов: экономических, политических, культурных. По Дж. Коулманом, социальный капитал проявляется в способности агентов взаимодействовать для достижения общих целей в группах и обществе в целом и гармоничном сочетании доверия, норм и санкций. Взаимодействие индивидов, объединенных социальными связями, становится значительно проще и быстрее благодаря формированию между ними социального контракта. Большинство определений социального капитала используют социальные сети; ведущие исследователи социального капитала (Р. Берт, Н. Лин, Р. Патнэм) отмечают невозможность анализа социального капитала без учета социальных сетей, которые, в свою очередь, является инструментом создания и роста последнего. Именно сети является тем элементом, который сочетает индивидуальный и групповой социальный капитал, поскольку обе формы сводятся к социальным связям. Активизация социальных связей в обоих случаях увеличивает социальный капитал. Итак, через социальную сеть актер получает доступ к специфическим ограниченных ресурсов, благодаря чему члены сети получают дополнительные преимущества и выгоды (экономические, информационные, культурные и др.) По сравнению с не членами сети. Прямым положительным индикатором социального капитала является формирование консенсуса как «общего интереса» и согласия между разными актерами, которые принимают участие в коллективной действия. Итак, коллективное действие является своего рода индикатором повышенного социального капитала. Анализ философской и социологической литературы в контексте задач исследования позволили определить, что студенческое самоуправление - это автономия деятельности сообщества людей на определенной территории, самоуправления учебного заведения - это его автономия в принятии решений, которые непосредственно касаются внутренней жизни, а студенческое самоуправление - автономия студенчества в пределах вуза. Анализ социологического подхода к понятию "студенческое самоуправление" позволил выделить ведущие его характеристики как социокультурного феномена, которые связанны со спецификой студенчества как определенной социокультурной общности, сочетает в себе профессиональную, социальную и культурную (личностно развивающую) компетентности. Психологический аспект самоуправления связан с саморегуляцией самого человека, самоорганизацией ее внутренних процессов. На основании анализа философского, правового, психологического, социологического и педагогического аспектов проблемы самоуправления определены и обозначены направления деятельности студенческого самоуправления в высшей школе на современном этапе развития общества, а именно: организационная, общественная, научная, благотворительная, разъяснительная и агитационная, информативная деятельность органов студенческого самоуправления. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |