Взаимоотношения преподавателей со студентами как фактор становления личности будущего специалиста
« Назад Во время профессиональной подготовки специалиста с высшим образованием мы утверждаем приоритет особы студента. Он автор своего будущего, а преподаватель имеет честь помогать ему. Именно поэтому непосредственными участниками педагогической коммуникации является преподаватель и студент. Между ними устанавливаются как деловые, так и межличностные взаимоотношения, их сотрудничество в реальных межличностных контактах и является тем социальным пространством, в котором идет формирование особы специалиста с высшим образованием и следующее формирование личности преподавателя. Здесь, в педагогическом контакте каждый из них видит условия для персонального личностного роста. Видом педагогического взаимодействия есть общение - мовный или невербальный контакт - «роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент-Экзюпери). Коммуникация - процесс обмена между людьми некоторыми итогами их психической и духовной деятельности: важной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами и установками. Профессионально-педагогическое общение составляет основу научно-педагогической работы преподавателя высшей школы. Все главные методы строения учебного процесса (лекция, семинарское занятие, экзамен и др.), воспитательная работа и научно-методическая деятельность в высшей школе проникнуты этим тяжелым и многофункциональным социально-психологическим действием. Педагогическое общение - есть способом реализации содержания, методов и приемов педагогических воздействий, направленных на становление особы студента. Оно есть одним из важных факторов профессионализма и педагогического творчества преподавателя. Педагогическая коммуникация преподавателя со студентами носит следующие цели:1) информационная - взаимообмен учебной и научной информацией; 2) ценностно-ориентационная - передача общественно-значимых и профессионально-важных норм и ценностей; 3) побудительная - поддержка студента, мотивация его деятельности; 4) социальная - согласование общих действий, получения обратной связи о типе связи между субъектами педагогического взаимодействия. Педагогическое общение, как некоторое социально-психологическое явление, характеризуется следующими функциями: - социально-перцептивною - восприятия и познания преподавателем и студентом друг друга; - коммуникативно-поведенческою - передача информации и обмен социальными ролями, организация совместной деятельности; - эмоциональной - проявление взаимных оценочных отношений, отношение преподавателя к студенту как особы; экспрессивные реакции каждой из сторон общения; - социальной самопрезентацией. Значение педагогического общения:1. Благодаря общению преподаватель выступает персонифицированным посредником между драмой научных идей и студентом. 2. Через экспрессию преподаватель «заражает» студентов своим познанием к науке, вызывает у них живой интерес к ней. Знания становятся «живыми». В непосредственном общении имеют роль не только слова, но имимика и жесты, поэтому в педагогической коммуникации много экспрессии, педагогического артистизма, даже искусства. 3. Преподаватель своим примером общения предлагает культурную норму взаимоотношений и формирует у будущего специалиста коммуникативную компетентность. Профессионально-педагогическое общение способствует передаче гражданских, национальных, профессиональных и моральных ценностей. Оно обогащает духовный мир студента и представляет модель его будущего профессионального поведения, есть средой использования преподавателем своих собственных сил через процесс персонализации, «транслирование» своего «Я» на особу студента. Общение с преподавателем помогает студенту самоутвердиться в новой социальной роли «студента» и «будущего специалиста». Оно способствует формированию социально-профессионального аспекта его «Я-концепции», корректирует самооценку и определяет перспективы личностного роста в учебно-профессиональной сфере. Именно из - за педагогического общения у студентов появляется мотив самообразования и профессионального самовоспитания, желание участвовать в научно-исследовательской работе. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |