Распечатать страницу
Главная \ Интересные статьи для студентов \ Студент \ Студент \ Взаимоотношения преподавателей со студентами как фактор становления личности будущего специалиста

Взаимоотношения преподавателей со студентами как фактор становления личности будущего специалиста

« Назад

Во время профессиональной подготовки специалиста с высшим образованием мы утверждаем приоритет особы студента. Он автор своего будущего, а преподаватель имеет честь помогать ему. Именно поэтому непосредственными участниками педагогической коммуникации является преподаватель и студент.

общение, преподаватель и студент

Между ними устанавливаются как деловые, так и межличностные взаимоотношения, их сотрудничество в реальных межличностных контактах и является тем социальным пространством, в котором идет формирование особы специалиста с высшим образованием и следующее формирование личности преподавателя. Здесь, в педагогическом контакте каждый из них видит условия для персонального личностного роста.

Видом педагогического взаимодействия есть общение - мовный или невербальный контакт - «роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент-Экзюпери). Коммуникация - процесс обмена между людьми некоторыми итогами их психической и духовной деятельности: важной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами и установками.

Профессионально-педагогическое общение составляет основу научно-педагогической работы преподавателя высшей школы. Все главные методы строения учебного процесса (лекция, семинарское занятие, экзамен и др.), воспитательная работа и научно-методическая деятельность в высшей школе проникнуты этим тяжелым и многофункциональным социально-психологическим действием.

Педагогическое общение - есть способом реализации содержания, методов и приемов педагогических воздействий, направленных на становление особы студента. Оно есть одним из важных факторов профессионализма и педагогического творчества преподавателя.

Педагогическая коммуникация преподавателя со студентами носит следующие цели:

1) информационная - взаимообмен учебной и научной информацией;

2) ценностно-ориентационная - передача общественно-значимых и профессионально-важных норм и ценностей;

3) побудительная - поддержка студента, мотивация его деятельности;

4) социальная - согласование общих действий, получения обратной связи о типе связи между субъектами педагогического взаимодействия

Педагогическое общение, как некоторое социально-психологическое явление, характеризуется следующими функциями:

- социально-перцептивною - восприятия и познания преподавателем и студентом друг друга;

- коммуникативно-поведенческою - передача информации и обмен социальными ролями, организация совместной деятельности;

- эмоциональной - проявление взаимных оценочных отношений, отношение преподавателя к студенту как особы; экспрессивные реакции каждой из сторон общения;

- социальной самопрезентацией.

Значение педагогического общения:

1. Благодаря общению преподаватель выступает персонифицированным посредником между драмой научных идей и студентом.

2. Через экспрессию преподаватель «заражает» студентов своим познанием к науке, вызывает у них живой интерес к ней. Знания становятся «живыми». В непосредственном общении имеют роль не только слова, но имимика и жесты, поэтому в педагогической коммуникации много экспрессии, педагогического артистизма, даже искусства.

3. Преподаватель своим примером общения предлагает культурную норму взаимоотношений и  формирует у будущего специалиста коммуникативную компетентность.

педагогическое общение, общение с преподавателем

Профессионально-педагогическое общение способствует передаче гражданских, национальных, профессиональных и моральных ценностей. Оно обогащает духовный мир студента и представляет модель его будущего профессионального поведения, есть средой использования преподавателем своих собственных сил через процесс персонализации, «транслирование» своего «Я» на особу студента. Общение с преподавателем помогает студенту самоутвердиться в новой социальной роли «студента» и «будущего специалиста». Оно способствует формированию социально-профессионального аспекта его «Я-концепции», корректирует самооценку и определяет перспективы личностного роста в учебно-профессиональной сфере. Именно из - за педагогического общения у студентов появляется мотив самообразования и профессионального самовоспитания, желание участвовать в научно-исследовательской работе.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!