Распечатать страницу

Высшее образование в Украине

« Назад

Высшее образование является составляющей системы образования Украины и обеспечивает фундаментальную научную, профессиональную и практическую подготовку студентов. С другой стороны, в социально-фактическом измерении этого структурирования скрывается много элементов достаточно архаического административно-командного прошлого, делает европейские ориентиры системы высшего образования в Украине пока в основном декларативными.

высшее образование, системы образования Украины

Систему высшего образования можно определить как централизованную и авторитарно-директивной по способу управления, консервативную по критерию обеспечения неизменности (по крайней мере - из-за слабой ротацию и ограниченность рыночной конкуренции) административно-управленческого и профессорско-преподавательского состава, традиционную по дидактическим технологиями, формалистическую по критерию получения интеллектуального капитала потребителями образовательных услуг (приравнивание интеллектуального капитала к диплому о высшем образовании), по критерию связи с другими социальными подсистемами и сферами социальной жизнедеятельности.

В высшем образовании некоторых стран Европы и англо-американской цивилизационной периферии внедрено проектно-программный принцип занятости преподавательского состава.

Преподаватель должен бороться за курсы и дисциплины, которые он предает студентам.

Студенты определяют рейтинг преподавателей, на основе которого соответствующие административно-управленческие подразделения констатируют тот или иной уровень профессиональной пригодности преподавателя к работе с аудиторией, так же как и при необходимости в его курсе (учебной дисциплине) для студенчества.

Становление новой социальной реальности, которая получила рабочее название "общество знаний", требует радикального концептуального пересмотра социологического осмысления высшего образования.

Во-первых, принципиально меняется роль, вес и функции высшего образования в современном мире, накопление и практическое использование научно-технического знания становится определяющим фактором успешного экономического развития любой страны, обеспечение ее конкурентоспособности на мировых рынках.

рейтинг преподавателей, проблемы высшего образования

Без развитого и современного высшего образования невозможны развитие наукоемких производств и, соответственно, участие страны в современном международном разделении труда. Но роль и значение высшего образования этим не ограничиваются.

Она превращается в определяющий фактор глобального цивилизационного развития, фактор, который формирует содержание и главные тренды последнего. Высшее образование детерминирует социально-экономические, социально-политические параметры и социокультурную динамику как отдельных наций-государств, так и международной мирового сообщества. Не случайно проблемам высшего образования в последнее время посвящаются фундаментальные доклады самых влиятельных международных организаций, таких, например, как Всемирный Банк, ЮНЕСКО и другие.

Во-вторых, в самой высшей школе стремительно развиваются рыночные отношения и механизмы, возникает конкуренция между традиционными вузами и так называемыми "новыми провайдерами".

Последние функционируют в образовательном пространстве, не имеющий физических, географических, административных, политических и культурных границ, используют принципиально новые модели организации и донесения знаний, базирующихся на информационно коммуникативных технологиях.

В-третьих, стремительно возникают новые глобальные рынки высококвалифицированных кадров, обостряется международная конкуренция за привлечение квалифицированного персонала, усиливается проблема "утечки мозгов".

Итак, концептуальные адаптации норм-договоренностей ЕС, в том числе и с ИНДЗ, происходят для сохранения той же системы организации труда преподавательского состава, которая существовала в советской системе высшего образования.

структура системы контроля качества образования

В Украине существует структура системы контроля качества образования в виде трехуровневой организации с привлечением негосударственных экспертов. Она содержит следующие составляющие: государственная система оценки качества, контроль на уровне учебного заведения и участие негосударственных структур.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!