Введение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс в вузах Украины
« Назад С развитием компьютерных технологий, инновации всесторонне распространились в общественную жизнь: науку, образование, культуру, политику. Эффективным для модернизации высшего технического образования является внедрение в учебный процесс вузов инновационных методов преподавания. Проблемы инновационных технологий и методов в современном высшем образовании актуальны, поскольку усилилась тенденция к гуманизации и гуманитаризации содержания технического образования, лицензировано новые учебные дисциплины и как следствие - потребность в научно-педагогических работниках, которые бы смогли обеспечить инновационный подход к реализации этих тенденций во время учебно-воспитательного процесса. Показательно, что преподаватели получили возможность создавать и воплощать собственные инновационные методики. Однако следует учитывать, что существует жесткая конкуренция между государственными и негосударственными вузами, а это дает возможность студентам учиться там, где есть инновационный потенциал и высокое качество образования. Все эти изменения активизировали потребность обновления и совершенствования образовательной среды вуза.
Концепцию развития национальной инновационной системы, которая предусматривает законодательные, структурные, функциональные институты, которые задействованы в процессе создания и применения научных знаний и технологий и определяют условия для обеспечения инновационного процесса. Цель ее - формирование условий для повышения производительности учебного процесса и конкурентоспособности специалистов, модернизации национального образования, повышение уровня инновационной активности, применение передовых технологий, методов организации и управления хозяйственной деятельностью для улучшения благосостояния человека и обеспечения стабильности экономического роста. Безусловно, важна система высшего технического образования, главное назначение которой формирование конкурентоспособного, высококвалифицированного специалиста, обладающего компетенциями, отвечающими современным требованиям. В педагогической науке проанализированы инновационные методы преподавания, направленные на эффективное усвоение знаний студентами, развитие их интеллекта, приобретение умений и навыков, опыта самообразования, научной работы, приобретение качеств, способствующих творческой самореализации. Двигателем инновационной деятельности в вузе является преподаватель, ведь субъективный аспект основной при разработке, внедрении, пропаганда новых нетрадиционных методов преподавания. Креативный преподаватель экспериментирует, чтобы создать эффективную методику обучения, корректирует ее, совершенствует, предлагает новые методы. Основное условие такой деятельности - инновационный потенциал преподавателя. Например, большое значение для подготовки будущих инженеров играют нестандартные занятия, которые вызывают интерес у всех студентов, способствуют интеллектуальному развитию и нравственному воспитанию. Нестандартные занятия стимулируют познавательную самостоятельность, творческую активность и инициативу студента. Внедрен опыт по нестандартных уроков и создания классификации нестандартных занятий для технических вузов: занятия-соревнования (викторины, конкурсы, семинары-аукционы, практические занятия типа математический, геометрический и др. КВН и брейн-ринги; занятия смотра знаний (практикумы-зачеты, консультации, занятия взаимного обучения, студент в роли преподавателя проводит семинарское занятие, студент в качестве специалиста дискутирует с коллегой по работе и др.); занятия коммуникативной направленности (практикумы-диспуты, конференции, теле лекции); игры (имитация профессиональной деятельности, выполнения ролей по сценарию); лекции-путешествия; лекции-визуализации; лекции вдвоем; лекции по заранее можно сформулировать определенные требования относительно наилучшего сочетания традиционных и инновационных методов обучения. Таким образом, использование инновационных методик в учебном процессе вузов создает условия для эффективной самореализации личности будущего специалиста технического профиля. В значительной степени это зависит от педагогического мастерства преподавателя в вузе технического направления, от проявления его толерантности в учебно-воспитательном процессе. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |