Уровни образования в Украине
« Назад Основными сквозными классификационными переменными НСКО равны и области образования. В пределах уровней образования осуществляется дальнейшая классификация программ и квалификаций по дополнительным параметрам (измерениями). Эти параметры включают ориентацию программ, завершение уровня, доступ к более высоким уровням образования, а также расположение в национальной структуре степеней и квалификаций. Другие характеристики и признаки программ и квалификаций, кроме описанных в НСКО, могут включать поставщика образования (образовательное учреждение), образовательные условия или среда, институциональный контекст, форму образования, тип участника или формат участия в образовании содержания образовательной программы - от базового до сложного. Классификация образовательных программ по уровням призвано отобразить полный спектр образовательных траекторий, которые доступны в системе образования от уровня 0/1 до 9. Лица могут выстраивать собственные траектории образования различными способами, поскольку образовательная система предусматривает разветвление путей получения образования, альтернативные последовательности программ и возможности «второго шанса».
Классификация образовательных программ по уровням имеет целью отразить их содержание. Зато проблематично непосредственно оценить и сравнить содержание программ. Следовательно, из-за отсутствия непосредственной единицы измерения содержания образования, НСКО использует косвенные критерии, позволяющие относить имеющиеся образовательные программы в надлежащих уровней образования. Косвенные критерии состоят из основных и дополнительных. Основные критерии указывают необходимые характеристики образовательных программ на соответствующем уровне образования. Дополнительные критерии определяют характеристики, которые свойственны многим, однако не всем образовательным программам определенного уровня образования. Итак, главным критерием классификации программ является сложность и специализация знаниями и то, как это содержание отражено в косвенных критериях. Институциональный контекст не должен использоваться в качестве критерия классификации. Например, программы уровня 4 могут осуществляться в учреждениях, которые обычно предоставляют программы уровня 5 или 6. Ориентация программ различается на уровнях 2-5, с возможностью такой дифференциации на уровнях 6-8. Ориентация имеет две категории: общая и профессиональное образование. На уровнях высшего образования 6-8 вместо термина «общий» используется термин «академическая». Общее образование (англ. General education) определяется как образовательные программы, разработанные для развития общих знаний, умений, формирования основы для обучения в течение жизни, часто направлена на подготовку к углубленному обучению на том же или более высоком уровне образования, овладения профессиональных образовательных программ, однако не до непосредственного получения востребованной на рынке труда квалификации и трудоустройства по конкретной профессии. Профессиональное образование (англ. Vocational education) определяется как образовательные программы, разработанные для получения знаний, умений, которые непосредственно касаются конкретной профессии или класса профессий. Может осуществляться на рабочем месте, ведет к получению востребованных на рынке труда профессиональных квалификаций, признаются национальными органами управления образованием и / или рынком труда как профессионально ориентированные. В системе формального образования успешное завершение обычно предусматривает получение квалификации, признается соответствующим национальным органом образования. Поскольку образовательные программы на уровнях 0 и 1 и иногда на уровне 4 практически не заканчиваются присуждением квалификации, постольку в этих случаях для определения успешного завершения вместо квалификации используют другие критерии, например, полное посещение последнего года программы или перевод на более высокий уровень образования. Успешное завершение программы на уровнях 1-3 считается «завершением уровня», когда полученная квалификация предназначена предоставлять прямой доступ к более высоким уровням образования. Если речь идет об уровне 3, «более высокий уровень образования» означает уровне 5, 6 или 7. Квалификации рассматриваются как предоставляющие доступ к более высоким уровням, даже если этот доступ ограничен только некоторыми программами на более высоких уровнях образования. Успешное завершение программ, которые относятся к уровням 4-9, считается завершением уровня. В то же время, признанные квалификации, полученные перед завершением программы (например, успешное завершение этапа программы, результатом чего является получение признанной промежуточной квалификации), относятся к более низкому уровню образования. Программы для отдельно определенных групп участников (взрослых или лиц с особыми потребностями) могут иметь короткую или длинную продолжительность, чем аналогичные программы в рамках обычного образования на данном уровне образования. Зато, успешное завершение программы считается завершением уровня только при условии, если полученная квалификация указывает на получение таких знаний, умений, других компетенций, которые являются эквивалентными знаниями, умением, добытым на таком же уровне в пределах обычного образования. Участие в программе без ее успешного завершения не может быть классифицирована как завершение уровня или частичное завершение уровня и, кроме уровней 0 и 1, не рассматривается в целях определения уровней образовательных достижений. Следовательно, уровень образовательных достижений лиц, не завершили успешно определенную программу, будет тем уровнем, которого они достигли перед вступлением в эту программу. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |