Университет мирового класса как материализация идеи элитного учебного заведения XXI столетия
« Назад В XXI веке система университетского образования претерпевает радикальные и фундаментальные изменения. Эти изменения обусловлены изменениями экономической, социальной, политической, культурной и других систем общество. То, что наступает принципиально новая эпоха, социальные мыслители заметили еще в 60-х-70-х годах прошлого столетия.
В частности, Дэниэл Белл идентифицирует переход передовых стран мира к постиндустриальному обществу, основу которого составляет экономика услуг и производство новых технологий, Алвин Тоффлер пишет о "футурошок" и начало "третьей волны", Лиотар провозглашает начало эпохи постмодерна, которые определяли социально политическое и культурное жизни предыдущих суток, Жан Бодрийяр провозглашает начало эры симуляции и переход к доминированию вторичного, искусственного существования. Торонто Ричардом Флорида в 2002 году очень легко "вывести" из последнего положения Дэниэла Белла. Ричард Флорида считает представителями креативного класса всех, чья работа заключается в создании "насыщенных смыслом новых форм". Сюда он относит ученых, инженеров, университетских профессоров, архитекторов, поэтов, то есть "всех тех, чья экономическая функция заключается в создании новых идей, новых технологий и (или) творческого содержания". Общая численность представителей творческого класса на американском рынке труда, по мнению Ричарда Флориды составляет около 30% или 38300000 человек. В конце ХХ века процесс поиска названия современного состояния цивилизации приходит к тому, что значительное количество исследователей соглашается, что центральной отраслью производства, вокруг которой конституируется социальные, политические и культурные конструкты современности, становится производство, распространение и практическое применение знания. Отсюда термины, которыми принято называть современное общество в западном академическом дискурсе: общество знаний или общество обучения. Сам термин "общество знаний" ("knowledge society" впервые использую в 1966 году Роберт Лейн. Позже к нему обращаются такие знаковые фигуры социальной мысли как Амитай Этциони, Питер Друкер и сам Даниэль Белл. Уже в 90-х годах концепт "общество знаний" разрабатывают Нико штер и Мануэль Кастельс.
Роль знания приобретает на этапе постиндустриального развития общества фундаментального функционального значения. Этот момент удачно формулирует российский профессор Геннадий Ашин: "Знание - это интеллектуальный капитал, который отличается от природных, трудовых, финансовых ресурсов тем, что передавая (или продавая) его, сам создатель не теряет эту информацию; он развивает и наращивает этот интеллектуальный капитал ». И далее: "В традиционном обществе доминировала" элита крови ", в индустриальном - элита богатства, в постиндустриальном обществе эти элиты вытесняет элита знания". Университет мирового класса является своего рода интегральной модели элитного высшего учебного и научно-исследовательского учреждения в образовательном пространстве. Среди наиболее фундаментальных трудов, посвященных анализу этой модели, следует отметить недавно изданную монографию одного из ведущих современных экспертов в области высшего образования, координатора по вопросам высшего образования Всемирного банка, доктора Джемиля Салми "Вызовы создания университетов мирового класса" ("The Challenge of Establishing World -Class Universities ", 2009), перевод на русский язык. Теоретическим аспектам анализа феномена университета мирового класса посвящены работы профессора Колумбийского университета Генри Левина с коллегами. Интерес вызывают размышления по поводу принципов построения университета мирового класса со стороны представителей университетского менеджмента, в частности вице-канцлера Стеффордширського университета Кристин Кинг и президента Университета Южного Уэльса Джона Ниланда. Специфика создания университета мирового класса в Японии является предметом публикаций профессора Университета Тохоку Акийошы Йонезава. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |