Распечатать страницу

Украинский фольклор в современной студенческой субкультуре

« Назад

В современном мире, обозначенном мощными урбанистическими и глобализационные процессы, фольклор приобретает новые качества и функций. Ученые констатируют изменение фольклорной парадигмы в условиях города (от "классического" фольклора в постфольклоре), соответственно, необходимость более широкого учета современных культурологических подходов к методологии фольклора, его структуризации. Эффективным таким подходом является дифференциация и рассмотрение современного фольклора в контексте его функционирования в различных социальных стратах, группах ("стратификация" фольклора). Групповые подразделения новейшего фольклора (как и территориальные, конфессиональные и т.д.) являются органическими составными его общенационального целого.

становление украинского фольклора

По социальной стратификации современной культуры в науке сейчас активно используется термин "субкультура". Это "система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, которая отличается от господствующей, общей в обществе культуры, хотя и связана с ней". Выделяют традиционные (консервативные) субкультуры как носители ядра культуры, а также инновационные субкультуры, обеспечивающих вариативность инварианта базовой культуры, формируют новые возможности ее развития. Субкультуры в украинском обществе в целом только начинают привлекать внимание ученых. В частности замечено, что важной составляющей нашего общества молодежная субкультура, которую есть основания рассматривать, как "функциональную систему высокого уровня сложности и неопределенности", как сочетание достаточно разных групп, достаточно отчетливо иерархизированную.

Особого внимания заслуживает такой субкультурный феномен как студенческая субкультура, которая "объединяет возрастные характеристики второго периода юности, синтез субкультур основных социальных групп общества в лице выходцев из них и новые их социокультурные признаки как специфической социальной группы».

студенческая субкультура

Изучением молодежных сообществ в современном их функционировании активно занялись русские, все больше внимания уделяя постфольклору. Методами россиян в изучении городских субкультур и постфольклора с учетом украинского фактического материала пользуются некоторые отечественные исследователи, прежде всего Мария Маерчик, Наталья Лысюк, Павел Салыга. Мотивацией такого заимствования сходство развития современных субкультур в России и Украине из-за длительного прошлое пребывание в единых советских условиях и через глобализационные процессы, которые не знают государственных границ. В то же время эти исследователи обычно не учитывают исторической специфики формирования украинской студенческой субкультуры, накладывает отпечаток и на ее современную ментальность.

Эта специфика заключается, прежде всего, в том, что украинское студенчество по сравнению с соответствующим средой других народов Европы, было больше задействовано в общественных обязанностей, выполняло свою весомую общественно-культурную миссионерскую роль. Понятие "академической свободы" по сравнению с привычной трактовкой немцев как склонности "композицию вина и женщины" в украинском контексте получило широкое содержание: не ограничиваться только учебными студиями и развлечениями, а привлекаться к национально-общественных дел, творить украинскую молодежную культуру.

Украинский фольклор

Поскольку на протяжении веков самым большим камнем преткновения по сохранению и развитию культурной традиции, в общем этнической самоидентификации Украинский был языковой вопрос, то соответственно прогрессивное студенчество, в первую очередь, направляло свою деятельность на культивирование родного языка, в соответствии родного фольклора и литературы.

Сегодня эти культурные задачи не потеряли актуальности. Поэтому, кроме основной массы уже космополитизованого студенчества, в Украине сохраняется его национально элитный слой, сознательно или интуитивно культивирует украинский язык и народные традиции и фольклор. На это указывает современное существование культурных студенческих обществ, братств в большинстве вузов Украины.

новейший фольклор

Итак, студенческая среда в Украине не полностью аналогична российской. Здесь, как и в целом в нашем обществе, имеем расслоение по языковому фактору. Соответственно в студенческой субкультуре вербальная составляющая отражает, с одной стороны, возрождение и развитие украинских этнотрадиций, с другой, чужеродную экспансию вследствие исторической русификации и современной глобализации. Экстраполируя эту бинарную оппозиционность на фольклор, есть такие две выразительные его составляющие: "этнотрадиционную" и "постфольклорную, собственно студенческую". Первая отражает стремление студенчества сохранить и актуализировать национальные традиции, вторая - идентифицироваться в пределах своей субкультуры.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!