Распечатать страницу

Украинские вузы в мировых университетских рейтингах

« Назад

Рост доли занятых интеллектуальным трудом с ХХ в. повлекло переориентацию высшего образования с культурологических и педагогических задач на цели производства и экономики. Высшее образование получило массовый характер, то есть потеряла одну из важных специфических черт - элитарность. Доступность поставила под угрозу качество образовательной услуги, появилась потребность в ее оценке.

учеба, украинские вузы

Данная проблема особенно остро стоит с 80-х гг. ХХ в. и до сих пор остается нерешенной. Как вариант на сегодня инструментом оценки качества образования предлагается рейтинг - список высших учебных заведений одной или нескольких стран, которые подаются по определенным параметрам в нисходящем порядке.

При всем их популярность и количественный рост, как в глобальном, так и в национальных масштабах, значительные расхождения в результатах, наличие большого количества спорных показателей, неоднозначность источников оценивания, несовершенство методологии вызывают многочисленные дискуссии среди мировых и отечественных ученых по поводу объективности такой оценки.

В такой ситуации возникает проблема, заключающаяся в необходимости создания такой методологии с соответствующим инструментом оценки качества образовательной услуги, отражала бы реальный, объективный состояние подготовки специалистов высшими учебными заведениями и степень соответствия требованиям развития экономики, рынка труда, ожиданиям государства, работодателей, абитуриентов-выпускников.

университет шевченка

Как выше отмечалось, инструментом оценки качества предоставления образовательной услуги вузами на сегодняшний день являются мировые и национальные рейтинги. Среди мировых авторитетными является "QS", "Times", "Webometrics", "Шанхайский рейтинг научных университетов", отечественные представляют "Компас", "Национальная система рейтинговой оценки вузов" (рейтинг МОН), рейтинг ЮНЕСКО "ТОП-200. Украина". Рейтинг "Quacquarelli Symonds" является одним из самых авторитетных. Впервые опубликован в 2004г. И в 2010г. Был в партнерстве с "Times" и выходил под названием "Times Higher Education" - "QS World University Rankings».

С 2011 г. "QS" и "Times" - два независимых рейтинга. Целью является оценить различные аспекты работы университетов: качество научных исследований, карьерный потенциал выпускников, международная ориентация, качество преподавания. Рейтинг оценивает 3000 университетов и в соответствии с результатами публикует 700 лучших.

украинские вузы

Рейтинг "Times" является совместным проектом авторитетного британского издания "Times Higher Education" и исследовательской компании "Thomson Reuters". Их сотрудничество началось с 2009 Целью было поставлено создать новую рейтинговую систему, которая бы отвечала современным запросам области высшего образования. Обнародован перечень обычно включает 400 лучших вузов мира.

"Webometrics" - рейтинг интернет-присутствия состоит испанской компанией "Cybermetrics Lab" и с 2008 публикуется дважды в год: в январе и июне. Особенностью его является стремление исследователями оценить информационное наполнение и "заметность" университетских сайтов. Опубликованный перечень включает более 20 тыс. Заведений - практически все университеты мира.

мировые рейтинги

"Шанхайский рейтинг научных университетов" разработан специалистами Института высшего образования Шанхайского университета, публикуется ежегодно, начиная с 2009 Изначальной целью составления рейтинга было оценить уровень отставания китайских университетов от ведущих университетов на мировом уровне. После обнародования этот рейтинг получил множество положительных отзывов и сейчас считается одним из самых авторитетных мировых рейтингов высших учебных заведений.

Источники оценки достаточно субъективный и ограниченный. Используются, как правило, или статистические данные, или социальный опрос. Как одна, так и другая категория должна быть тщательно проанализирована, ведь на определение лучшего при социальных опросах в большинстве случаев большое влияние будут культурные, географические и национальные связи. В качестве примера, рейтингу "QS" предоставляется 40% от общего количества итогового балла показателю репутации.

Общеизвестным является тот факт, что большинство талантливых, иногда гениальных ученых не имеют способностей к преподаванию, их студенты усваивают минимум знаний и впоследствии не знают предмета. В результате человек получает некачественную услугу. А этот факт следует учитывать при ранжировании, ведь университет, прежде всего учебно-научное учреждение, приоритетной задачей которой является обеспечение учебного процесса.

Общей тенденцией является отсутствие такого показателя, как успешность трудоустройства или вообще польза от получения образования для человека.

студенты, Шанхайский рейтинг

Итак, избранные мировые рейтинги демонстрируют ограниченную, субъективную оценку деятельности высших учебных заведений и качества предоставления образовательной услуги. В качестве примера, Шанхайский рейтинг, основными показателями которого являются награды, цитируемость и публикации в престижных изданиях не может претендовать на комплексность и объективность. Его можно учитывать при оценке вузов как научных учреждений, или при определении уровня развития науки. Подобная ситуация с "Webometrics". Его основными критериями являются исключительно нахождение в интернет-пространстве. Практически оценивается только уровень информатизации, поэтому его результаты уместно учитывать при определении уровня развития материально-технической базы. Комплексными рейтингами среди представленных можно считать "QS" и "Times", однако процентное распределения среди основных критериев при определении итогового балла достаточно спорным.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!