Распечатать страницу
Главная \ Интересные статьи для студентов \ Студент \ Студент \ Учебная программа по физическому воспитанию в высших учебных заведениях, ее основные принципы, средства, методы

Учебная программа по физическому воспитанию в высших учебных заведениях, ее основные принципы, средства, методы

« Назад

Еще несколько лет назад в Украине не существовало общегосударственных программ по физическому воспитанию (ФВ) для высших учебных заведений III - IV уровней аккредитации. И после более чем десятилетнего периода существования независимой Украины, такая программавступила в действие с момента утверждения его Министерством образования и науки Украины 14 ноября 2003 года.

здоровье, физическое воспитание

Итак, уже больше года в Украине есть программа по ФВ для высших учебных заведений III-IV уровней аккредитации. В периодике появились первые статьи, в которых писатели дают критическую оценку первой украинской учебной программе по ФВ. В них говорится про нехватку в программе эффективной шкалы оценивания знаний и навыков студентов, ставится под сомнение положение, что программа может сформировать развитую, физкультурно-деятельную личность студента.

Опираясь на мнение ведущих ученых в отрасли физической культуры, учитывая сегодняшние социально-экономические и культурно-политические условия развития Украины и результаты научных исследований, в том числе,  было сделано детальное изучение программ по ФВ (более 30 программ), которые действовали в высших учебных заведениях в период с 1924 года до 2004 года,  определено основные критерии и принципы формирования современных образовательных программ по физической культуре для студенческой молодежи.

Следовательно, программные основы ФВ должны строиться на основе обязательного государственного компонента, но в тот же час базироваться на демократических принципах и давать возможность участникам учебно-воспитательного процесса выбирать учебный материал за собственными интересами и предпочтениями, согласно с региональными традициями, климатическими и природными условиями, материальным обеспечением. Положение первой украинской программы полностью соответствуют приведенным критериям. Как видно из анализа программы ее содержание строится на двух дидактических принципах: главном базовом и елективному. Студентам основного и спортивного отделений предоставляется право вольного выбора вида спорта и учебной группы с учетом их интересов (пункт 4.2.6. программы), а количество и направление образовательных групп определяется кафедрой ФВ с учетом материальных и штатных возможностей (пункт 4.2.5. программы).

Также, программа соответствует тому критерию, что государственный компонент учебных программ должен предусматривать следующие разделы: теоретический раздел, практический раздел, методический раздел, формы и методы проверки. Практический раздел программы должен содержать и содержит материал по профессионально-прикладной физической подготовки.

спорт, виды спорта и учебной группы

Учебные программы обязаны решать проблему дифференцированной организации занятий с учетом состояния здоровья и физической подготовленности студенческой молодежи. Поэтому в учебной программе по "Физическому воспитанию" для высших учебных заведений III - IV уровней аккредитации предусмотрена возможность создания и деятельности таких учебных филиалов: основного, специального медицинского, спортивного совершенствования и содержатся рекомендации относительно формирования этих отделений на основе физической подготовленности и результатов медицинского смотрения студентов.

Учебные программы должны решать проблему перехода к акцентированного использования некоторых разновидностей спорта, традиционных и нетрадиционных, как методу ФВ. В новой программе введены положения относительно регулирования такой неурядици. Допустим, в пункте 3.1.1.3. указано: “повышение здоровья, совершенствование физического развития, поставы, главных жизненно необходимых двигательных качеств (выносливость, сила, скорость, гибкость, ловкость), способностей и умений средствами легкой атлетики, кроссовой подготовки, аэробики, атлетической гимнастики, спортивных игр, плавания, лыжной подготовки (в снежных районах), активное закаливание и т.д.”, а в пункте 3.1.4.3. - “укрепление здоровья, совершенствование и корректировка телосложения, избранных жизненно и профессионально главных физических и психических функций, двигательных способностей и умений средствами традиционных и нетрадиционных систем физических упражнений”.

В первой украинской программе предусмотрено проведение обязательных аудиторных занятий в количестве не менее 4-х часов в неделю на протяжении целого этапа обучения за исключением последнего выпускного семестра. В общем это составляет 630 часов. Такое большое количество часов отведенных на ФВ едва ли не самая большая за все время существования ФВ как обязательного предмета у вышах. Такое большое количество часов отведенных на физическое воспитание была только в программе по “Физическому воспитанию” 1948 года - 640 часов.

В начале 90-х годов немало исследователей физической культуры выделяли снижение уровня здоровья студенческой молодежи, уровня ее физической подготовленности, профессионально-прикладной и военно-физической подготовки. Эта проблема остается открытой и сегодня. Оздоровительная направленность программы и тенденция к увеличению количества время отведенного на ФВ в вышах должны в будущем улучшить состояние здоровья студентов, их физическую активность.

Важное место в структуре программы занимает контрольный раздел в котором определяются главные методы и способы оперативной, текущей и итоговой проверки и оценки усвоения учебного материала по ФВ. По окончании учебного заведения предусмотрено проведение итоговой аттестации по физическому воспитанию согласно с требованиями образовательно-квалификационной характеристики специалиста (бакалавра, специалиста, магистра), что фиксирует и стимулирует результативность физического воспитания.

Однако в программу не включены перечни контрольных вопросов, методические задачи, тесты, оценочные и учебные нормативы, как это требуют Государственные требования к учебным программам по ФВ в системе образования. А зачетных требований относительно тестов и нормативов по физической подготовке возлагается на высшие учебные заведения. Остается открытым вопрос: “На что нужно ориентироваться специалистам при разработке зачетных контрольных нормативов и тестов?”

В программе определены эффективные средства безопасности, формы врачебно-педагогического контроля, должное правовое, организационное, научно-методическое, кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение, согласно установленных государственных нормативов.

Первая украинская учебная программа "Физического воспитания" имеет возможности для дальнейшего усовершенствования, заполнение всех пробелов, допущенных в ней, поскольку содержание программы и механизмы ее реализации могут обновляться и корректироваться по необходимости на основе последних научных данных, передового педагогического опыта и Государственных стандартов образования.

физические упражнения, дисциплина Физическое воспитание

Следовательно, содержание первой украинской учебной программы "Физическое воспитание" для высших учебных заведений III - IV уровней аккредитации имеет оздоровительную направленность, учитывает интересы и предпочтения участников учебно-воспитательного процесса, соответствует региональным традициям, материальным климатическим и природным условиям и учитывает будущую профессию студентов. Таким образом, программа соответствует основным критериям формирования и составления учебных программ по ФВ и безусловно является шагом вперед в развитии дисциплины Физическое воспитание в высших учебных заведениях.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!