Требования транзитивного общества к системе образования
« Назад Феномен транзитивности стал одной из характерных черт на исторической границе тысячелетий. Хронологически он совпал с интенсификацией процессов, широким использованием высоких технологий и информатизацией всех сфер жизни и деятельности человека. Все это играет решающую роль в формировании новых требований к высшей школе, как одного из важнейших и самых социальных институтов. Действительно, именно система высшего образования обеспечивает сохранение, приумножение и передачи от поколения к поколению достижений материальной и духовной культуры, именно она готовит подрастающие поколения к успешной жизни и плодотворной деятельности в условиях конкретного социума. Поэтому сегодня общей проблемой высшей школы является формирование новой философии образования, которая трансформировала требования транзитивного общества в конкретные задачи учебных заведений. Это предусматривает всесторонне обоснованный выбор содержания профессиональной и общекультурной подготовки специалиста, разработку новых педагогических технологий и их внедрения в практику учебно-воспитательного процесса. В то же время эти задачи следует решать в условиях присоединения Украины к Болонскому процессу и ее интеграции в общеевропейское образовательное пространство. При этом крайне важно, чтобы руководство и отрасли в целом, и каждого высшего учебного заведения осознавало, что, несмотря на необходимость согласования стандартов и принципов обучения, наша система образования и ее задачи, которые выдвигает перед ней транзитивное общество, отличаются и еще в течение определенного времени отличаться от задач систем образования экономически развитых государств Европы. Этот тезис представляется вполне естественной, поскольку высшая школа является неотъемлемой подсистемой своего социума. Она функционирует и развивается вместе с этим социумом и своей деятельностью должен способствовать развитию. Чтобы понять требования транзитивного общества Украины к национальной системе высшего образования, необходимо проанализировать характерные черты самого явления транзитивности. Среди них следует назвать, во-первых, определенную политическую, правовую и социально-экономическую нестабильность в стране, обусловленную процессом демократизации общественной жизни и рыночными преобразованиями в экономической системе, которые к тому же осуществляются крайне бессистемно и непоследовательно. Во-вторых, Украине присущи существенное технологическое отставание от ведущих стран мира, архаичная структура национальной экономики, низкий уровень ее конкурентоспособности на международном рынке. И в этих условиях наша высшая школа по инерции продолжает осуществлять подготовку специалистов традиционными методами, приемлемыми для другой социально-экономической системы. Успешно преодолеть такую ситуацию и обеспечить устойчивое инновационное развитие нашей страны, только и способен ускорить завершение транзитивных процессов, можно только при наличии надлежащего кадрового обеспечения. Подготовку его и должен осуществлять высшая школа Украины. При таких условиях общественные требования к системе высшего образования в условиях транзитивных преобразований можно сформулировать, по нашему глубокому убеждению, именно так. Во-первых, целесообразно пересмотреть структуру и перечень специальностей, по которым ведется подготовка специалистов, решительно сократить и даже вообще отказаться от тех специальностей, которые на рынке труда не пользуются спросом. Ведь в рыночных условиях национальной экономике уже не нужна, например, количество инженеров, которую в массовых масштабах готовили учебные заведения в советское время. Сегодня каждый вуз с гордостью сообщает об открытии новых специальностей, о создании соответствующих кафедр и факультетов. Представляется, однако, что не менее престижным должно считаться сообщение о прекращении подготовки специалистов по неперспективных и архаичных специальностей, о закрытии, а не какое-то реформирование соответствующих учебных подразделений. Во-вторых, необходимо кардинально перестроить содержание и характер учебно-воспитательного процесса. Следует решительно реформировать лекционную форму обучения, чтобы студенты, получая определенные ориентиры относительно системы знаний по той или иной учебной дисциплины, могли самостоятельно, из-за работы в библиотеке, Интернете овладевать детали. Глубина овладение ими в соответствии с индивидуальными способностями и интересов каждой личности будет разной, однако и жизненный путь выпускников высшей школы и их успехи всегда разные, и далеко не все полученные в вузе знания оказываются нужными. В-третьих, невозможно достичь должного уровня конкурентоспособности национальной экономики, а следовательно, и устойчивого ее развития, если система образования будет продолжать исходить из задач репродуктивного формирования знаний будущих специалистов. Поэтому чрезвычайно важной общественной требованием к высшей школы становится формирование и развитие типа инновационного мышления студентов. Это будет предусматривать существенное усиление их практической подготовки, привитие навыков деятельности и стремление к постоянному самообучению, самовоспитания и самосовершенствования в течение всего активной трудовой жизни. Эта идея является одним из ведущих принципов как Болонской системы, так и функционирования европейского образовательного пространства в целом. Итак, для того чтобы образовательная система была способна успешно выполнить требования транзитивного общества, она нуждается в решительной модернизации, новой философии образования и нового отношения научно-педагогического состава к своей социальной миссии и задач профессиональной деятельности. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |