Тенденции развития рынка образовательных услуг для иностранных граждан
« Назад Каждый иностранный студент, прибывает в вузы Украины на обучение, является представителем определенной страны с особой ментальностью, психологическим состоянием, своеобразным восприятием и новой социокультурной среды. Это необходимо учитывать для успешного управления учебно-воспитательным процессом студентов-иностранцев. С момента вступления в украинские вузы они попадают в исключительно необычную и незнакомую для них языковую, социальную и национальную среду, к которой им нужно адаптироваться. Трудности процесса приспособления иностранных студентов в украинской среде и к обучению в украинских университетах требуют всесторонних психолого-педагогических исследований. Ведь иностранцы, прибывающие на учебу в Украину, должны приспособиться не только к условиям обучения в университете, со спецификой проживания в общежитии, но и к жизни в чужой стране с неродной языковой средой, очень часто такие условия становятся для них экстремальными. Считается, что при любой адаптации активизируются генетически детерминированные ресурсы организма. Например, изменение климата является чрезвычайно серьезным раздражителем для человека, что часто приводит к обострению хронических заболеваний, повышение кровяного давления, головной боли, расстройств сна. При резких колебаниях температуры воздуха, атмосферного давления (повышение или понижение) у человека может возникать ухудшение психологического состояния (изменение настроения, дискомфорт, апатия, депрессия). Иностранные студенты, обучаясь в Украине первый год, остро ощущают влияние непривычной климатической зоны, у них происходят нарушения биоритмов из-за смены часовых поясов. Особенно тяжело привыкают к украинской холодной зиме и недостатка солнечных дней в осенне-зимний период студенты из африканских стран и Юго-Восточной Азии. К этому следует добавить и экологическую ситуацию в крупных городах: загазованность воздуха, большое количество транспорта, шум, многие и тому подобное. Предоставление образовательных услуг иностранным гражданам имеет сложный характер и требует комплексного подхода при определении как приоритетов развития, так и возможных стран поставщиков будущих абитуриентов из числа иностранных граждан. Нужно заметить, что первоочередное соперничество происходит на международном рынке, поэтому прежде всего следует обратиться к глобальным показателям, по которым можно определить, потенциальные страны поставщики студентов. Следует отметить, что страны лидеры по индексу глобальной конкурентоспособности являются неизменными уже несколько лет, и система образования этих стран является показательной и наиболее привлекательной для студентов из разных стран. Следующий важный показатель - это индекс человеческого развития, представляется Программой развития ООН (ПРООН). Показатели этого индекса интересны потому, что иностранные студенты поедут учиться в страны, где уровень развития выше чем у них на родине. При этом уровень развития страны реципиента должен быть не слишком высоким, так как разница в определенных показателях таких, как показатель ВВП на душу населения, или охват средним и высшим образованием населения могут негативно отразиться на «успешности» такого рода мобильности для студента. Период адаптации для иностранного гражданина является достаточно тяжелым, а если при этом чувствуется слишком большая разница между развитием общества это может стать препятствием при адаптации. Что касается стран с высоким уровнем человеческого развития поездка в другую страну для получения высшего образования, которая является менее развитой, и имеет меньший показатель индекса человеческого развития возможна только при пограничных миграциях, в случае наличия большого диаспоры или общины на территории другой страны, и такие перемещения менее привлекательными для большинства студентов. Мировые потоки студентов будут и впредь направляться от стран с более низким уровнем развития в более развитые стран. На сегодняшний день Украина находится на 85 месте среди 182 стран по уровню человеческого развития. Итак, уровень развития высшего образования в Украине довольно высокий и конкурентоспособный в мире. Выход и утверждение на мировом рынке образовательных услуг достаточно реальное, учитывая опыт предоставления образовательных услуг и привлекательное географическое положение Украины. Но возможные негативные последствия в этом процессе связаны с нестабильной внутренней ситуацией, падением макроэкономических показателей, и как следствие падение уровня ВВП на душу населения. Все это не способствует уровню человеческого развития в стране, ведет к потере конкурентоспособности, и как следствие ухудшает перспективы развития образовательной деятельности для украинских вузов. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |