Распечатать страницу
Главная \ Интересные статьи для студентов \ Студент \ Студент \ Студенческие кружки времен Пирогова

Студенческие кружки времен Пирогова

« Назад

Научная деятельность кружков начале ХХ века была достаточно значимой. Это было сотрудничество преподавателя и студента. В таком сотрудничестве студентам в научном плане предоставлялась большая самостоятельность. Их труды за своим содержанием, значимостью занимали видное место в печатних университетских изданиях рядом с трудами своих наставников-профессоров.

студенческие кружки времен Пирогова

Ярким примером такой деятельности был основан в 1903 году историко-этнографический кружок при Университете Св. Владимира под. председательством проф. М. Довнар-Запольского. Членами этого кружка были доценты, аспиранты (оставленные при университете для подготовки к профессуре), студенты: Г. Максимович, Є. Сташевский, В. Романовский, В. Смирнов, П. Смирнов, Ф. Клименко, В. Базилевич и др. Из его среды вышло много научных сотрудников, известных ученых. Кружок за время свого существование совершал экскурсии к достопримечательностям России, принимал участие в XV Археологическом съезде, осуществлял раскопки.

В начале 1911/12 учебного года при кружке был основан археологический музей. В 1913 году члены кружка выпустили первый сборник статей, в который вошло много работ студентов. Доклады, заслушанные на заседаниях кружка, публиковались в периодических изданиях как самостоятельные труды.

Организационное становление кружков и существенное содержательное расширение их деятельности, как показали яркие примеры их деятельности в Киевском университете, состоялось в 1906 году в связи с опубликованием типового устава студенческих кружков. В частности, после опубликования этого документа было основано кружки по учебным дисциплинам университетского курса, а именно: философии, истории, этнографии, филологических наук, экономики, общественно-юридических наук, математики, химии, медицины, а также спортивные кружки.

Многообразие кружков в университетах начала ХХ века способствовало расширению содержания их работы и появлению специфических относительно содержания форм работы: в исторических и естественных кружках проводились в соответствии с специальности экскурсии и путешествия, археологические практики; в спортивных кружках - подготовка и проведение лекций, вечеров на спортивную тематику, спортивне соревнования; в медицинских кружках - организация и работа научно-анатомических музеев, а также проведение ролевых, действующих и дидактических игр. Общей особенностью всех кружков была их научная направленность, участие каждого члена в научном исследовании.

студенческие кружки, студенческие организации

Во времена попечительства Г. Пирогова, студенчество получило наибольшее самоуправления: устраивались деловые и содержательные сходки, студенческий суд, кассы, библиотеки, читальни. Всем этим руководили сами студенты, без какой-либо канцелярской писанины и непрошенного надзора. Активизируется и кружковая работа. В частности, научно содержательной деятельностью была работа кружков студентов-воскресников, первые из которых возникли на Украине и основались в 60-х гг. ХІХ ст. Исследования указывают, что студенческой молодежи принадлежит идея создания воскресных школ и первый положительный опыт педагогической работы в них.

Во время практической деятельности в Подольской, Новостроенской школах г. Киева и воскресной школы г. Харькова студенты апробировали свои научные творческие поиски, внедряли новые оригинальные педагогические идеи. Здесь проводились так называемые народные чтения, во время которых студенты знакомили населения с произведениями Т. Шевченко, М. Некрасова, О. Кольцова, О. Пушкина,  М. Гоголя, М. Лермонтова, И. Тургенева, выступали с отдельными сообщениями по истории и географии Украины и обсуждали их.

Историческая разведка показывает, что как раз студенчество играло ведущую роль в организации и проведении учебно-воспитательной работы в воскресных школах. Студенческое самоуправление того времени имело значительные возможности для формирование организационных умений и навыков будущего специалиста,  коммуникативных качеств, реализации творческого потенциала личности.

Изучение фактического материала позволило утверждать, что значительное внимание кружки уделяли национально-патриотическому воспитанию молодежи, предусматривало формирование гражданственности и мировоззрения студенческой молодежи, сохранение национальных традиций украинского народа, проведение тематических вечеров и вечеров отдыха, а также политической деятельности.

Значительное количество студентов университетов участвовала в народническом движении 70-х годов. Киев был одним из центров деятельности народников и народовольцев. Среди студентов Киевского университета был организован "Конституционный кружок", который состоял в основном из студентов и лиц, близких к университету, а частично - из революционеров-народников.

научные кружки, Пирогов и студенты

Кружок этот ставил своей задачей вести агитацию в пользу конституции пропаганду политических идей. Также в начале 70-х годов в Киеве оформляются два кружка: «киевских чайковцев», что занимались самообразованием и пропагандой социалистических идей, и «Киевская комуна», члены которой стояли на бакунинских, бунтарских позициях. Однако эти кружки просуществовали недовго.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!