Различия в структурах студенческого самоуправления Украины и Польши
« Назад Получение Украиной независимости, формирование национальной системы образования характеризуется значительным оживлением в образовательной системе Украины. В результате существенных изменений в работе вузов студенческое самоуправление выходит на новый уровень своего развития. Это связано с вхождением украинского образования в Болонский процесс и других структур ЕС. В этом контексте ознакомления с мировыми достижениями в области студенческого самоуправления является актуально, поскольку современная действительность имеет общий ряд проблем и характеризуется рядом общих тенденций, имеющих значение для оптимизации воспитательной практики Украины. Сейчас украинское студенчество поднимает проблему создания органов студенческого самоуправления (ОСС) не как идею, а как практический инструмент воздействия и реализации идей студенчества. Студенты иностранных вузов представлены в различных учреждениях: центральный совет университета, административный совет, научный совет, советы по вопросам обучения и университетской жизни, студенческие советы факультета, советы общежитии и в европейском союзе студентов (международный уровень). Причем доля студенческого представительства в советах соответствующих уровней составляет: в административном совете – 20-25% от общего количества членов совета из 30 человек; в совете по вопросам обучения и университетской жизни – 40-50% от общего числа членов совета по 20-40 человек; в научном совете– до 12,5% при общем количестве членов совета 40 человек. Интересен опыт деятельности польских ОСС, которые, кроме реального решения с помощью этого института собственных проблем, имеют закрепленное законом право участвовать в решении общеуниверситетских дел. Для этого студенческая община избирает своих представителей в коллегиальных органов, функционирующих при университете. Это – сенат университета и его комиссии: научный совет, контрольно-ревизионная комиссия, библиотечный совет и т.п. Согласно закону, максимальное количество студентов, которое могут избрать в коллегиальных органов «государственного» университета, составляет 25% общего состава коллегиального органа.
Заметим, что выборы в сенат польского университета полностью открыты, происходят с участием студентов дневного и заочного отделений, а также докторантов, но при наличии различных квот. Кроме того, кандидаты или группы кандидатов формируют команды и проводят предвыборные кампании, выступая с публичными речами, раздавая небольшие подарки в виде бесплатных пирожных и т.д. Важным рычагом воздействия на администрацию учебного заведения ОСС в Польше есть право определять размер оплаты за обучение в университете. В случае давления со стороны администрации на студенческих активистов, последние могут, условно говоря, довести университет к тяжелому финансовому состоянию. Еще один, уже не финансовое, но все-таки существенное средство воздействия – это решающее право ОСС утверждать проректора по студенческим вопросам. Итак, в абсолютном большинстве вузов ОСС активно функционируют, однако студенты разных стран имеют разные представления об их целях и задачах. Для студентов Польши студенческое самоуправление - это развитие политической карьеры и лидерских качеств; для украинских студентов студенческое самоуправление - это организация досуга, развлекательных мероприятий во внеучебное время; чередованием в общежитиях и в учебных корпусах; для студентов Канады студенческое самоуправление - это организация полной информированности студентов из всех сфер жизни; а для студентов США студенческое самоуправление - это участие в развлекательных мероприятиях (путешествия, экскурсии, спорт и др.). В процессе исследования выяснилось, что большинство студентов Украины понимают важность студенческого самоуправления, однако не считают, что участие в работе его органов поможет проявить им свои способности, умения, навыки, самореализоваться и быть социально защищенными. Так молодые люди не стремятся к активному участию в такой коллективной и общественно значимой деятельности. Это позволяет сделать вывод, что большинство студентов традиционно рассматривают студенческое самоуправление как организацию досуга и развлекательных мероприятий вовне учебное время, а также дежурств в общежитиях, учебных корпусах, не связываясь эту деятельность с развитием их личности.
Таким образом, для эффективной деятельности ОСС в украинских высших учебных заведениях необходимо использовать лучший опыт функционирования ОСС других стран. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |