Распечатать страницу
Главная \ Интересные статьи для студентов \ Образование в Украине \ Образование в Украине \ Определение методики и стратегии развития академической мобильности студентов

Определение методики и стратегии развития академической мобильности студентов

« Назад

 академическая мобильность студентов, студенческая мобильность

В соответствии с европейским опытом академической мобильности студентов, существует целый спектр задач, которые должны быть решены на государственном уровне и стать основой при выработке стратегии и обоснованного подхода к интеграции высшего образования и непосредственно студенческой мобильности, как одной из ее форм:

• документальное обеспечение академической мобильности;

• инфраструктурное обеспечение академической мобильности;

• кадровое обеспечение академической мобильности;

• информационное обеспечение мобильности;

• финансовое обеспечение;

• адаптационные программы для иностранных участников мобильности.

Определяя цели и задачи процесса академической мобильности, следует осознавать не только сложность решения конкретных задач развития, не только наличие трудностей при составлении и реализации плана действий конкретного лица (студента или преподавателя) при реализации его права на академическую мобильность, но и абсолютную необходимость наличия мотивационного поведения у всех участников этого процесса.

На этот вопрос следует считать относящимся к категории "рисков" реализации проектов мобильности. Установление факторов именно этого вида рисков и формирования всесторонних условий к их нивелирования очень весомым в контексте систематичности участия студентов и преподавателей в этих проектах.

При анализе факторов мотивационного направлении следует говорить о мотивации со стороны того учебного заведения, который направляет на обучение; о мотивации непосредственно самих участников проекта и, напоследок, мотивацию принимающего зарубежного заведения.

Мотивация со стороны отечественных учебных заведений формируется за счет приоритетов в модификации и развитию учебных планов и программ подготовки с возможностью внедрения стандартов двойного диплома; получения специалистами опыта методологического и методического обеспечения внедрения кредитно-модульной системы обучения в полном смысле этого термина; налаживание прямых отношений с зарубежными коллегами с возможностями приглашение к чтению отдельных лекций или содержательных модулей иностранных специалистов; повышение международного авторитета университетской школы; получения приличных рейтинговых характеристик.

Учитывая то, что в среде отечественного студенчества и среди специалистов международная академическая мобильность еще не получила должного уровня, следует особое внимание обратить на мотивационные аспекты участия в таких программах со стороны самих потенциальных участников.

стратегии развития академической мобильности

Правительством Украины 13 апреля 2011 было принято Постановление № 411 "Вопросы обучения студентов и аспирантов, стажировки научных и научно-педагогических работников в ведущих высших учебных заведениях и научных учреждениях за рубежом", которая в значительной степени открывает путь к реализации стремлений каждого в направлении повышения уровня профессионального образования, получения современных, по требованию рынка труда, конкурентоспособных знаний и умений.

Итак, как полагают современного студента, так и современного специалиста к шагам по международной академической мобильности должны побудить:

- Возможность получения двойного или общего с иностранным вузом диплома;

- Изучение отдельных дисциплин, модулей в ведущих научных и учебных школах именно по этим вопросам, которые привлекают внимание студента или специалиста учитывая получения приличного места работы;

- Доступ к научным библиотекам ведущих научных центров, как с чисто научной точки зрения, так и с учетом финансово-экономических аспектов научной работы, является необходимым и весьма целесообразным;

- Возможность ознакомления с социокультурными сторонами жизни в других странах, изучение иностранного языка непосредственно в языковой среде, испытания себя на предмет адаптационных возможностей к новым подходам к обучению, научного поиска, общения с иностранными коллегами.

Вышеизложенные положения по мотивационной составляющей процесса академической мобильности для их реализации должны быть поддержаны шагами конкретного направления, среди которых должно быть расширение сети филиалов высших учебных заведений за рубежом; создание университетских консорциумов; модернизация до взаимовыгодных стандартов учебных планов и программ по дисциплинам; создание при университетах центров международного образования; активное участие и привлечение ресурсов конкурса Тетриз IV, возможностей образовательных программ Эразмус Мундус, Жана Моне; формирования корпоративной атмосферы поддержки, одобрения и популяризации участия в программах академической мобильности.

участники академической мобильности

Таким образом, современное высшее образование Украины имеет рассматривать академическую мобильность студентов как стратегическую задачу своих международных интересов и, в связи с этим, разработать в рамках концепции модернизации системы высшего образования пути превращения обучения за рубежом в неотъемлемый компонент высшего образования, развитие межвузовских международных связей.

Итак, при условии реализации такой образовательной политики украинские студенты, преподаватели и сотрудники станут полноправными участниками академической мобильности, будет обеспечен рост качества, привлекательности и конкурентоспособности образовательных программ.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!