Стратегические приоритеты реформирования системы высшего образования в Украине
« Назад Среди стратегических задач модернизации национальной экономики в XXI в. весомое место занимает направленность реструктуризации образовательной системы. Именно ВУЗы формируют интеллектуальный капитал нации, использование которого во всех секторах и отраслях экономики создает национальное богатство и определяет страны в системе мирового разделения труда. Все больше нареканий вызывает состояние и уровень высшего образования в Украине, уровень профессиональной подготовки молодых специалистов, которые пополняют численность экономически активного населения. Отдельные аспекты относительно состояния и перспектив реформирования системы высшего образования в Украине достаточно широко представлены в современной научной литературе. Так, формирование и использование интеллекта Н.Мамонтова рассматривает как одну из составляющих «инновационного прорыва» страны, предпосылку повышения конкурентоспособности национального производства. Во многом такие нарекания связаны с наличием глубинных, комплексных проблем, присущих системе высшего образования. Исследование этих проблем, определение основных стратегических приоритетов реструктуризации образовательной системы в Украине, поиск путей их практической реализации является чрезвычайно актуальной задачей, без решения которой невозможно осуществить комплексную модернизацию страны, повысить эффективность национальной экономики. Уровень развития высшего образования, качество образовательных услуг, предоставляемых вузов формирует интеллектуальный капитал нации, активно работает в экономике. Уровень развития и качество этого капитала во многом определяется качеством предоставления образовательных услуг. Среди недостатков называют: устаревшие методы обучения студентов; оторванность научных наработок украинского высшего образования от достижений мировой науки; слабый кадровый состав преподавателей вузов (и высокую весомую удельный вес преподавателей пенсионного возраста (более 20% от общего состава преподавателей), что, в основном, не обладают компьютерной техникой и интерактивными методами обучения). По оценкам экспертов, количество довольных качеством услуг, предоставляемых система высшего образования в Украине составляет 38% (для сравнения - в Белоруссии - 52%; Российской Федерации - 42%; США - 70%; Германии - 59%). В целом, каждый пятый Украинский оценивает качество уровня образовательных услуг на «неудовлетворительно». Перспективными в этом направлении являются: - Создание исследовательских университетов с расширением интеграционных процессов между вузами и научными учреждениями системы национальной академии наук Украины; - Обеспечение вузов компьютерной техникой, лицензионными программными продуктами и телекоммуникационным оборудованием сети центров дистанционного обучения вуза. Итак, в целом, следует отметить, что реформирование системы высшего образования в Украине должно происходить в сторону ее демократизации, соблюдения права каждого университета формировать свою философию образовательного процесса в русле выбора общественного развития.
Такой подход положительно повлияет на повышение эффективности функционирования системы высшего образования, качество высшего образования; сформирует основу для практической реализации задач кардинальной модернизации национальной экономики Украины в XXI веке. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |