Распечатать страницу
Главная \ Интересные статьи для студентов \ Студент \ Студент \ Стили и модели общения преподавателя высшей школы

Стили и модели общения преподавателя высшей школы

« Назад

Выделяют такие стили общения: авторитарный, демократический, либеральный.

стиль преподавателя, педагогическая позиция преподавателя 

Организационно - управленческим центром педагогического взаимодействия в общении является педагогическая позиция преподавателя. В ней сочетается и его профессиональное сознание и профессиональная деятельность. Но одновременно есть также личностно-субъективная позиция, то есть преподаватель вступает в межличностные отношения со студентом: возникают субъект-субъектные взаимоотношения. Можно дать характеристику трем таким позициям преподавателя.

Позиция 1. Понимание студента («Большое счастье, когда тебя понимают»). Каждый человек хочет, чтобы его понимали в любом своем состоянии. Понимание позволяет в адекватных понятиях определить эмоциональное состояние собеседника, конкретизировать возможные действия в отношении него, установить эмоциональный контакт на основе эмпатии («Вы обеспокоены?», «Вас что-то смущает?», «Вы взволнованы?» и др.).

Однако понять другого сразу бывает нелегко. Первая реакция на сообщение о том, что случилось с человеком, бывает в виде оценки («Плохо поступил», «Это неправильно», «Это бред» и т.п.). Но при такой поспешной оценке не учитываются намерения, чувства человека, не делается анализ ни самого поступка, ни эмоционального состояния человека (Почему именно так она поступила? Как она сама относится к тому, что случилось? Как оценивает свои действия?)

Понимание собеседника требует также педагогической наблюдательности, эмпатии и психологической проницательности внутреннее состояние человека, а то возможны серьезные ошибки в оценке поступков. Надо не спешить с оценкой, а выслушать собеседника, суметь стать на его точку зрения, пытаться понять мотивы его поступка. Ведь между мотивом и поступком существуют неоднозначные связи.

Вы помните, что поступки являются не только сознательными, продуманными (как в кинофильме «Дорогая Елена Сергеевна!»), а и импульсивными, невольными, с непредсказуемыми результатами. Поэтому и не надо торопиться с оценкой поступка, а лучше выслушать человека, понять его. Помогает пониманию человека активное слушание.

Невербальная составляющая активного слушания: осанка, выражение лица, обращение взгляда к тому, кто говорит. Своим внимательным слушанием мы помогаем партнеру сформулировать свою проблему, вербализовать чувства, быть максимально откровенным.

Умение слушать - большое искусство. На слушания мы теряем 45% времени, и лишь 10% людей умеют слушать (данные П. Ю. Сухова). Барьеры восприятия новой информации вызывают у нас желание слышать то, что хотим слышать, или мы невнимательны, если содержание информации не затрагивает наших интересов. Для эффективного слушания нужен интерес к партнеру, направления внимания на восприятие его речи, выражения лица. Еще важный момент: надо сдерживать поток своего мышления, согласовать его с темпом языка того, кто говорит, направить его на понимание того, о чем рассказывают.

Реагирования на язык партнера должно быть осознанным, рефлексивным. Надо дать возможность ему «выговориться», дать рассказать все, что он хотел рассказать нам.

Должна быть и обратная связь. Надо уточнять мнения партнера, задавать вопросы, ответы на которые могут быть одним словом (на подтверждение или отрицание мысли) или открытые, на которые надо отвечать подробно. Например, на вопрос «Что именно вызвало твое негодование?» нужен подробный рассказ. Могут быть и короткие вопросы, ответы на которые также могут быть короткими. Вопросы должны прояснять факты, чувства, желания, препятствия, средства и время действий.

Активное слушание расширяет содержание сообщения, обнаруживает его реальное значение. Оно особенно эффективно тогда, когда у партнера эмоциональная проблема (потерпел неудачу, огорчен, возмущен несправедливостью и т.п.). Эмпатийное слушания заключается в высказывании своего понимания проблемы, в уточнении услышанного, в высказывании своих мыслей и чувств. Это помогает собеседнику выражать также и свои чувства и мысли.

реагирования на язык партнера, преподаватель высшей школы

Когда человек говорит много и эмоционально, умение слушать заключается в умении молчать (нерефлексивное слушание), поддерживая собеседника осанкой, взглядом, словами «да», «я понимаю», демонстрируя интерес, показывая знаки внимательности.

Мешают активно слушать такие негативные коммуникативные приемы:

  • приказы, команды, указания;
  • угрозы, предостережения;
  • поучения, нотации;
  • логические доводы, готовые решения;
  • критика, осуждение, обвинение;
  • унижения, насмешки;
  • уговоры и др.

Эти барьеры вызывают желание стоять на своем или возбуждают негодование, раздраженность, обиду и т.д.

Таким образом, в общении надо внимательно выслушивать аргументы собеседника, объяснение им причин своего поведения, быть проницательным к содержанию и мотивам сообщения, вникать в проблемы, не быть предвзятым, не спешить с критичным и категоричным выводом. Иначе возникает взаимонедорозумение - смысловой барьер, который ведет сначала к неуважения к преподавателю, а потом до нежелания общаться с ним.

Причиной недоразумения между преподавателем и студентом может быть вспышка собственных эмоций (особенно негативных: возмущение, гнев, раздражительность и т.п.). И. Олджер (амер. писатель) отмечал, что «люди заполняют гневом пробелы своего ума».

При вспышки негативных эмоций лучше не применять анализа отношений и не решать (украинская пословица «Утро вечера мудренее»). Вспышка негативных эмоций вызывает ответную вспышку эмоций у собеседника и приводит к отчужденности друг от друга.

Позиция 2. Признание преподавателем студента как личности, которая имеет право на свой выбор, свои мысли и свою позицию. Позиция преподавателя проявляется в его вере в разум студента, в его положительные стремление к раскрытию своих потенциальных возможностей и саморазвития. Что такое вера? Вера - духовное явление, но оно связано с работой интеллекта. Она способна изменить жизнь (и свою, и других), если связана с убеждениями, установкой бытия и системой ценностей.

Нужно верить в благородство намерений студента, в его великодушие, в моральное величие его личности. Надо учитывать психологические особенности студенческого возраста и выдержанно реагировать на эмоциональную несдержанность, спокойно отвечать на раздраженный голос студента. Надо помнить золотое правило взаимоотношений: «Относись к человеку так, как тебе хотелось бы, чтобы она относилась к тебе».

Третья позиция преподавателя - безусловное принятие студента  как личности. Безусловное принятие - это не положительная оценка личности студента при любых обстоятельствах. Вот как описывает эту позицию К. Роджерс: «Если я могу создать отношения, характеризующиеся с моей стороны искренностью, прозрачностью моих истинных чувств, теплым принятием и высокой оценкой другого человека как отдельного индивида, тогда индивид будет чувствовать и понимать свои качества, становится более целостной личностью, способной полезно жить. Он будет более самоуправляемым, уверенным в себе, лучше понимать и принимать других людей, будет способен успешно справляться с жизненными проблемами».

Принятие студента - это признание его права на любую гамму собственных чувств без риска потерять уважение преподавателя. Кратко это положение можно сформулировать так: «Не высказывайте негативных оценок в отношении переживаний студента!».

основа педагогического общения, системы общения

Итак, основа педагогического общения - систематическое руководство общением. Педагог решает целый ряд коммуникативных задач, регулирует процесс общения, стимулирует участие в нем студентов, отыскивает соответствующие методики воздействия системы общения.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!