Мировой опыт становления университетской автономии и самоуправления
« Назад В разные исторические периоды понятие «автономия» и «академические свободы» трактовались по-разному, но никогда не возникало сомнений в том, что именно они наиболее полно отражают сущность университета, как учебной и исследовательской учреждения. В ходе научного поиска установлено, что средневековый университет представлял интересы ученых перед светской и духовной властью, гарантировал ученым индивидуальную свободу, давал право приобретения юридических и экономических привилегий. Совокупность прав и привилегий академической корпорации преподавателей и студентов составляли так называемые «академические свободы», главными из которых были автономия и самоуправление. Подчеркнем, что первые европейские университеты создавались на принципах самоуправления: выдавали собственные законы, осуществляли суд над членами своей корпорации, определяли регламентацию труда и тому подобное. Руководство университетом осуществлял ректор, который мог избираться даже из состава студентов. В управлении университетом участвовали преподаватели, ученики, а также служащие. Государство не ограничивала университетской автономии. Она даже выступала ее гарантом. Но этот процесс продолжался до тех пор, пока количество студентов в университетах была мало многочисленной, а сами университеты не требовали значительных средств. Как свидетельствуют результаты проведенного исследования, со временем влияние государства на университетскую жизнь усиливается, несмотря на противодействие со стороны академической корпорации. Особенно этот процесс активизировался после Реформации и стал содействовать изменениям институциональных форм управления и организации университетов. В результате этого в начале XIX века сформировались три типа университетов, каждый из которых демонстрировал соотношение «государство-университет» по руководству этими учреждениями. Наиболее устойчивыми оказались старые университеты Европы - Оксфордский и Кембриджский, которые сохранили автономию и академические свободы как главное достояние. Эту же традицию переняли элитные частные американские университеты, такие, как Гарвардский или Стэнфордский.
В противоположном направлении стали развиваться университеты Франции. Факультеты здесь превратились в самостоятельные учебные заведения, отделившись от заведений, непосредственно занимались научными исследованиями, а преподаватели были занесены в реестр государственных служащих. К середине XIX века во французских университетах отрицалась не только академическая свобода, но и некоторые гражданские свободы научно-педагогических работников. Третий путь развития университетской автономии и самоуправления демонстрировали немецкие университеты. Заметим, что в современном понимании академические свободы (автономия) аккумулируют опыт европейской образовательной традиции и включают следующие компоненты: - Свободу педагогической деятельности (свобода избрания направлений подготовки специалистов; необходимого перечня дисциплин, их содержания и методов преподавания, разработка перспективной политики в развитии педагогического процесса и признание права преподавателей на свободу педагогического творчества); - Свободу научно-исследовательской деятельности; - Самоуправление университетского сообщества. Здесь можно выделить следующие направления: самоуправление университета (корпорации), самоуправления в научно-педагогическом и студенческом коллективе. В качестве основного элемента самоуправления университета как организации необходимо отметить автономию статуса, то есть компетенцию вузов по выработке внутренних норм его функционирования как в области преподавания, так и научных исследований. Это предусматривает разработку собственного устава, регламентирующего основные моменты функционирования и деятельности университета; определение особенностей структуры управления и выборности руководящих органов; распределение финансовых и материальных ресурсов между университетскими подразделениями; определение приоритетов в научных исследованиях и разработках, подготовке и переподготовке кадров специалистов; планирования развития университета как кратковременного, так и длительного. Самоуправление в научно-педагогическом коллективе предполагает участие представителей в коллегиальных органах управления университетом и его структурных подразделениях, объединение в различные профессиональные корпоративные организации в середине и за пределами университета. Уровень самоуправления научно-педагогического коллектива определяется степенью его влияния на принятие решений в области образования и науки на всех уровнях административной структуры. Самоуправление в студенческом коллективе имеет целью участие студенческого сообщества через выборных представителей в коллегиальных органах управления университетом, решении академических проблем, создании студенческих организаций. Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем становления университетской автономии и самоуправления.
С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |