Специфика учебных процессов в вузах Украины в условиях европеизации
« Назад Стратегия развития Европейского Союза подчеркивает необходимость налаживания сотрудничества в этом направлении между всеми странами и на предоставлении образовании общеевропейского масштаба. Присоединение к Болонскому процессу стало неоспоримым успехом Украины. Определяя высшем образовании одним из ключевых приоритетов деятельности, Европейский Союз определил несколько направлений ее реформирования: - структурные реформы, то есть реформирование учебных планов (это составляет «сферу действия» Болонского процесса); - реформы в области управления высшими учебными заведениями; - реформы в области финансирования высших учебных заведений. Реформирование высшего образования имеет целью обеспечить широкий доступ к качественного высшего образования, которая базируется на принципах демократии и независимости университетов, их научной и исследовательской самостоятельности, активизировать мобильность студентов и научно-педагогических кадров, подготовить молодежь к активной жизни в демократическом обществе. Сравнительный анализ процесса адаптации Болонской реформы разными европейскими странами будет осуществляться на примере систем высшего образования Германии, Финляндии и Украины. Эти страны выбраны как классические примеры европейских университетских моделей: - Германия является примером Гумбольдтской университетской модели; - Финляндия является примером Нордической или Скандинавской, университетской модели; - Украина является примером переходной университетской модели. Гумбольдтская модель - модель «исследовательского» университета (research university model) - университетская модель, которая строилась на четырех принципах: принцип двух свобод - свободы преподавания и свободы обучения; принцип интеграции преподавания и исследования и идея «образование через исследование»; принцип свободы самостоятельного поиска истины; принцип внедрения семинарской системы обучения как основы для деятельности студенческого сообщества. В такой системе «предметы» превратились в семинары профессоров, студенты могли свободно посещать. академическая свобода университетского профессора в рамках этой модели была очень большой.
Нордическая, Скандинавская, модель (Nordic welfare state university model) – модель государственной централизованной высшего образования. Здесь сектор высшего образования соответствует государственной политике и целиком находится в руках государства. эта модель характеризуется отсутствием образовательного рынка труда и бесплатностью образования. Отметим, что отдельные немецкие и финские профессора, в которых автору удалось взять интервью в рамках программы EMECW, имеют разные мнения по целей Болонского процесса и их реализации университетскими системами. Эти мысли дополняют друг друга. По определению профессора В. Тайчлера, за последние 29 лет произошло немало реформ в области высшего образования, и Болонская реформа - это только их часть. По мнению профессора А. Яхиайнена, Болонский процесс сам по себе - это не идеология, это скорее политика определенных ценностей и идеологий. Проф. Р. Ринне определяет Болонский процесс не как реформу образования, а как реформу рынка труда. Подобного мнения придерживается профессор Ю. ван Бур, подчеркивая, что Болонский процесс - это ни что иное, как экономическая философия распределения населения в структуре рынка труда. Болонский процесс - это система сотрудничества европейских стран. Необходимо подчеркнуть то, что различные европейские страны принимают цели Болонского процесса скорее или медленнее, в том числе и в зависимости от собственных национальных, культурных и исторических образовательных традиций. Скажем, континентальные европейские страны, которые имеют очень сильную культурную наследство, не принимают внешние воздействия быстро. Они сильнее и имеют свою собственную прочную длительную образовательную традицию. Классическим примером таких стран является Германия. Зато страны, имеющие сравнительно короткую историю национальной независимости, склонны принимать внешние воздействия скорее. Классический их пример - это Финляндия и ее система высшего образования. Что касается Украины, то она очень короткую историю национальной независимости. Украинская университетская система, как и немецкая и финская, является сейчас в процессе реформирования с целью вхождения в европейское пространство высшего образования. Вполне понятно, что альтернативы Болонскому процессу для Украины нет. В общем исследователи определяют две глобальные цели Болонской реформы: - реструктуризация системы высшего образования; - интернационализация высшего образования и мобильность участников образовательного процесса. Как отметил в интервью профессор университета Касселя В. Тайчлер, намерения реструктуризировать национальные системы высшего образования намного важнее, чем вопрос интернационализации высшего образования, однако так много говорят именно об интернационализации, так как в этом вопросе намного больше консенсуса, чем в другом – реструктуризации. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |