Распечатать страницу
Главная \ Интересные статьи для студентов \ Студент \ Студент \ Специфика процесса развития социальной зрелости студентов педагогического вуза

Специфика процесса развития социальной зрелости студентов педагогического вуза

« Назад

Основы социализации складываются уже в маленьком возрасте, когда ребенок сопоставляет себя с родителями, перебирает на себя их роли. Ребенок понимает свое место в обществе.

становление личности, социальная зрелость студентов

Под профессиональной зрелостью мы рассматриваем специфическое личностное новообразование, отображающее уровень профессионального развития особы и выявляется в намерении и возможности к самоопределению и самореализации средствами общественно-полезной деятельности в определенной отрасли производства материальных или духовных благ (то есть в означеной профессиональной сфере).

Показателями возникновения профессиональной зрелости как личностного образования считается сформированность и интегрированность (прочность связи) ее составляющих, а также умение человека решать актуальные для нее задачи профессиональной деятельности или профессионального развития.

Профессиональная зрелость состоит из устойчивой профессиональной мотивации (направленности на достижение профессионального успеха, на профессиональное развитие и самореализацию), сформированной профессиональной идентичности (личностной диспозиции, которая основывается на ощущении причастности к профессиональному сообществу), а также из набутых знаний, умений и навыков профессиональной деятельности в выбранной отрасли. Существенным фактором ее становления есть опыт профессиональной деятельности и профессионального обучения.

То есть, профессиональная зрелость проявляется как сочетание профессионального самосознания с предметной компетентностью в избранной области.

Под профессиональной идентичностью мы подразумеваем личностную диспозицию, которая основывается на субъективном ощущении причастности к профессиональному сообществу и состоит из мотивационного, когнитивного, конативного (поведенческого) и аффективного компонентов.

развитие социальной зрелости студентов, возникновение профессиональной зрелости

Большинство будущих студентов педагогического вуза (58,5%) имеют средний уровень психологической зрелости, к тому же наблюдается значительное количество (26,9%) студентов с низким уровнем психологической зрелости, что вызывает обеспокоенность, учитывая выбранную ими специальность. Анализ по отдельным показателями показует, что наиболее развитыми среди наших исследуемых является "интеллектуальная зрелость", "саморазвитие" и "самоактуализация", а наименее развитыми оказались "социальная зрелость" и "самовоспринятие”.

Сравнительный анализ между студентами разных курсов показал, что молодежь 3 курса отличаются более лучшими показателями почти по всем шкалами, но меньшими показателями интеллектуальной и эмоциональной зрелости и самопринятия.

Студенты 4 курса преобладают интеллектуальной и эмоциональной  зрелостью, но отстают от других курсов по показателям саморазвития, самореализации, субъектности и самоактуализации.

Студенты 5 курса отстают почти по всем рейтингам (особенно низкими их показатели по шкалам "личностная зрелость" и "социальная зрелость"), кроме процесса "самопринятия".

Сравнительный анализ дал возможность установить, что в группе студентов с высоким уровнем психологической зрелости (общий показатель) сравнительно большее количество респондентов (27,3%) имеют высокие показатели профессиональной зрелости, а также таких ее составляющих как мотивация (30,3%) и академическая успеваемость (36,4%).

Так же была установлена положительная прямая связь между личностной зрелостью и мотивацией, академической успеваемостью и общим показателем профессиональной зрелости; между интеллектуальной зрелостью и всеми показателями профессиональной зрелости; между эмоциональной зрелостью и всеми показателями профессиональной зрелости; между социальной зрелостью и академической успеваемостью, а также с общим показателем профессиональной зрелости; между процессом самоопределения и академической успеваемостью; между процессом самопринятия и всеми показателями профессиональной зрелости, кроме идентичности (такая же тенденция наблюдается и в всех других групп), то есть идентичность оказывается связанной только с эмоциональной и интеллектуальной зрелостью.

сравнительный анализ между студентами, эмоциональная и интеллектуальная зрелость

Однако, другой ракурс анализа (распределение студентов по показателям профессиональной зрелости) показал несколько другую картину. В частности, идентичность оказалась связанной с личностной и интеллектуальной зрелостью, процессом самопринятия, а также с общим показателем психологической зрелости. Мотивация связана почти со всеми показателями, кроме самоопределения. Академическая успеваемость связана со всеми показателями, кроме социальной зрелости и самоопределения.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!