Современные тенденции образования в Великобритании
« Назад Характеризуя развитие высшего образования в Великобритании во второй половине ХХ века и в начале ХХI века, необходимо отметить, что в стране произошел переход от элитарной модели, которая характеризовалась традиции предоставления качественного высшего образования для относительно небольшого количества студентов, отбирались из элитарных школ, к модели равных возможностей доступа к высшему образованию (эгалитаризма). Так, в последнее десятилетие государством были приняты меры по оказанию возможности большей части населения получить высшее образование. Исследуя состояние и тенденции в сфере высшего образования Великобритании за последние годы, следует отметить, что и в дальнейшем сохраняется тенденция к росту количества студентов, поступающих в высшие учебные заведения. Наибольший рост количества студентов произошло на: курсах по получению сертификата о послебакалаврским высшем образовании (postgraduate); других степеней первичной высшего образования (undergraduate); в магистратуре. При этом наибольший удельный вес составляют бакалаврские курсы. Значительный рост объемов обучения в магистратуре и на других курсах после бакалаврского образования говорит о растущей потребности молодежи получать дополнительные профессиональные знания, кроме тех, которые они приобретают при получении базового высшего образования. Наименьшую долю из тех, кто получает более высокую ступень в высших учебных заведениях составляют аспиранты. Итак, темп роста обучающихся в аспирантуре, является самым низким. Такое малое внимание по исследовательской карьере объясняется тем, что: во-первых, большинство студентов предоставляют, как правило, предпочтение возможности получить конкретную профессию и практические навыки, чтобы еще во время учебы в университете иметь возможность трудоустроиться и улучшить свое материальное положение и иметь конкретный опыт во время окончания университета. Высшие учебные заведения пользуются большим авторитетом во всем мире. При этом как правительство, так и отдельные учебные заведения делают все для приглашения в страну иностранных студентов, а также экспорта своих образовательных услуг за границу. Изучая специфику работы высших учебных заведений Великобритании, желательно также обратить внимание на то, что они работают, как правило, в режиме обратной связи с предприятиями, фирмами, учреждениями своего города (региона, страны), оперативно реагируя на новые потребности экономики, культуры , организации общественной жизни. Этот аспект деятельности, этот динамизм университетов определяют его стратегию. Постоянное сотрудничество с промышленными и торговыми фирмами способствует повышению их конкурентоспособности, а значит и благосостояния страны. Именно на это направлены организация деятельности и ресурсы университетов. Уровень обучения в университетах отвечает требованиям жизни, но в то же время всегда немного опережает практические потребности, находится на передней линии прогресса.
Одна из целей деятельности западного университета - создать атмосферу партнерства вокруг учебного заведения, что позволит пользоваться человеческими и материальными ресурсами не только учебного заведения, но и всего региона. Процесс преподавания тесно связан с практикой промышленности и других сфер общественной деятельности. Для чтения лекций (или курсов лекций) приглашаются известные деятели-практики. Университеты создают необходимые условия для преподавателей, требуя от них постоянного развития. Растут требования и к научной деятельности, участия в проектах, конференциях. Большинство университетов обязывают своих профессоров участвовать в международных конференциях по крайней мере раз в год. Практически все ведущие западные университеты находятся в динамическом состоянии обновления и реформирования - решительного или осторожного, в зависимости от обстоятельств. При этом они пытаются удержать баланс между новациями и традициями, чтобы не разрушить последние. Все шире внедряются многодисциплинарные программы, то есть выпускники специализируются не в одной, а в двух-трех областях. Так, выпускник получает диплом по менеджменту, социальным наукам и иностранных языкам. Такие многодисциплинарные программы принятии «на вооружение» во многих британских университетах, в частности, в университете Роберта Гордона (Школа информатики), в Стаффордширский университет (например, «физика + химия + вычислительная техника», «информационные системы + иностранные языки»). Современные университеты используют гибкие формы обучения, постоянно приспосабливаются к изменениям общественной жизни.
В процессе обучения создаются модели профессиональной деятельности через обязательные деловые игры, практические семинары, проекты. Учебный процесс обеспечивается учебниками, текстами лекций, носителями электронной информации и тому подобное. В распоряжении студентов и преподавателей копировальная техника для обеспечения оперативных потребностей учебного процесса. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |