Современная библиотека вуза глазами студентов
« Назад По данным МОН Украины в 2012-2013 учебном году в высших учебных заведениях государства III-IV уровня аккредитации обучалось более 2 360 000. студентов. Поэтому проблемы обслуживания этой аудитории стоят перед всеми библиотеками учебных заведений.
Одним из последствий информатизации общества является, с одной стороны, рост роли электронной информации, с другой, актуализация мифов о "Поколение Google», что не хочет читать ", о" Кризис чтения ", о том, что" Компьютер вытеснил чтения "или "Деловое чтение преобладает над свободным" и др. Все они связаны с мифом о "поколения Google", о молодежи, которая родилась после 90-х годов прошлого века и уже сейчас составляет основной контингент наших студентов. Безусловно, это поколение действительно более компетентное в отношении высокотехнологичных бытовых приборов, демонстрирует достаточно высокий уровень компьютерной грамотности, но имеет низкий уровень информационной культуры. И это поколение предпочитает визуальной информации в сравнении с текстовой. Чтение для сбора информации активно поддерживается такими социальными институтами как школа, вуз, библиотека, потому что оно рассматривается ими как составляющая образовательного, исследовательского процессов и профессиональной деятельности. Но в то же время, акцентируя на скорочтение, оно не предусматривает эстетического чтения. Чтение, в процессе которого читатель проживает жизнь, соотнося авторские идеи и образы с собственным опытом, знаниями, эмоциями, настроением, более замедленным, но и более творческим, образующим новый смысл образов и символов. Такое чтение характерно для той части современной молодежи, которая воспитывалась на традициях художественного творчества. Семейный круг, библиотеки, школы, различные творческие детские студии обучали детей понимать сказки, писать стихи, слушать музыку, рисовать картины, рассказывать о прочитанном и увиденном, то есть, они развивали воображение, язык и ассоциативное мышление. Внедрение инновационных технологий в практику обслуживания читателей позволило им самим наиболее эффективно участвовать в информационном процессе, используя как локальный, так и удаленный доступ к различным базам данных. Но пока для большинства это не является нормой. Негативным фактором умения и возможности работы с ресурсами Интернет является проблема доступности персонального компьютера, подключенного к сети, отмечалась студентами всех вузов, специальностей и курсов.
Привлекает внимание и тот факт, что для подавляющего большинства студентов основным источником информации является именно книга. А не так активное использование электронных ресурсов респонденты объясняют: • привычке работать с традиционными (печатными) носителями информации (42,8%), • отсутствием свободного доступа к компьютерам (30,5%), • отсутствием навыков работы в информационных сетях и с базами данных (19,4%). Ответ • "У них нет необходимости" дали 3,4% респондентов. Среди • вариантов ответов читателей (3,9%) привлекают внимание следующие: "В библиотеках отсутствует доступ к платным базам данных", "Очень мало учебников в электронном виде", "Компьютер негативно влияет на зрение" и "Быстро устают глаза", "Преподаватели ссылаются только на печатные источники" и др. В период информатизации библиотек вузов стержневым компонентом их работы является клиенто ориентированный подход и сервисная философия услуг, которая на вершине угла имеет эффективность, качество, комфортность. Библиотека принимает на себя те услуги, которые раньше не предоставлялись пользователям, с тем, чтобы процессы, связанные с информатизацией, развивались, не вступая в противоречие с традиционной работой библиотеки, а дополняя ее. Библиотека учебного заведения, таким образом, контролирует невозвратные процессы, связанные с информатизацией, падением интереса к книге в традиционной форме и к чтению как эстетического удовольствия. Для реализации этих целей читатели считают необходимым (в порядке ранжирования): - Расширить сервисные услуги (ксерокс, копирование с электронных носителей, сканирование и т.д.); - Увеличить количество компьютеров; - Увеличить площади читальных залов; - Изменить режим работы библиотеки; - Обновить дизайн помещений; - Повысить культуру обслуживания. Несмотря на то, что мотивы обращений читателей, их психологическая ориентация, функциональное ожидания и другие факторы субъективной свойства не очень хорошо поддаются формализации и очень часто не имеют объективных критериев оценки, именно они, дополняя существующую библиотечную статистику, позволяют увидеть реалистичную и объективную картину взгляда студенчества на современную библиотеку вуза. А это, в свою очередь, дает возможность получить объективную картину направлений деятельности библиотеки и определить пути дальнейшего развития. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |