Советы для студентов как построить отношения с преподавателем
« Назад Отношения преподавателей со студентами всегда были сложными. Преподаватель, как тот зверь, не знаешь чего от него ожидать. В один момент он пытается показаться тебе другом, а уже в период сессии снова превращается в злобного врага. Как построить доброжелательные взаимоотношения студентов с преподавателями? Этот вопрос давно интересует молодеж. Выявлены существенные различия в представлениях преподавателей и студентов об оптимальном взаимоотношения и собственную роль в их становлении. Студенты (86,3%) связывают их, прежде всего, с педагогическим тактом преподавателя, его уважением к ним, вежливостью и доброжелательностью, проявлением доверия, объективностью и справедливостью. Для старшекурсников (особенно после педагогической практики) важно, чтобы преподаватели видели в них своих коллег. Относительно своей роли в оптимизации взаимоотношений, то лишь 3,4% студентов осознают важность со своей стороны такта к преподавателю, быть дисциплинированным и добросовестно выполнять свои обязанности. Хотя 26,5% преподавателей и связывают возможность их улучшения благодаря изменениям собственной системы установок относительно воспитанников (быть тактичным, стараться учитывать мнение студентов, быть откровенным в отношениях с ними, понимать их и т.д.), однако большинство из них не понимают этого, что свидетельствует о невысоком уровне их психологической культуры. Преподаватели и студенты важное место при оценке друг друга отводят моральным качествам (соответственно 38,2% и 43,6%), однако их перечень и ранг значимости отличается. Преподаватели чаще всего называли такие нравственные качества как честность (43,8% опрошенных), доброта (32,6%), человечность в отношениях (25,3%). Студенты больше всего ценят в преподавателях доброту (40,4% опрошенных), справедливость (32,4%), объективность (20,3%) и честность (19,4%). Преподаватель в своем "видении" студента часто находится в плену социально-перцептивных стереотипов, которые сложились у него на протяжении педагогической деятельности, и не всегда адекватно отражают особенности новой социальной ситуации развития современного студенчества. Взаимоотношения "преподаватель-студент" влияют на различные аспекты жизнедеятельности студентов: отношение к обучению, что существенно усиливается от первого до выпускного курса (соответственно 19,6% и 32% опрошенных); результатах обучения (на разных курсах количество утвердительных ответов колеблется от 24,4% до 28%); отношении к избранной педагогической профессии, что сильнее переживается студентами младших курсов (35% всех ответов); отношении к самому себе (самый высокий показатель среди старшекурсников - 20,4%). От стиля взаимоотношений преподавателя со студентами зависит уровень их познавательной активности и интеллектуальной инициативы на занятиях. Самый высокий ее уровень проявляется на занятиях тех преподавателей, которым, по характеристике студентов, присущ демократический стиль общения (24,7% всех случаев). Они свободно выражают свои мысли, отстаивают собственные взгляды, чаще задают проблемные вопросы. При этом убеждены, что их правильно поймут и выслушают. Авторитарный стиль взаимоотношений повышает у студентов уровень реактивной тревожности. Они, если и высказывают свою точку зрения, то со страхом критики. Основным мотивом познавательной активности на таком занятии есть стремление избежать неприятностей, значительно реже - утвердить себя в глазах преподавателя. При этом активность студента ситуативная, в целом невысокого уровня (высокий уровень наблюдается лишь в 7,1% студентов, низкий - в 12,4%). На занятиях в таких преподавателей они находятся в постоянном эмоциональном напряжении, а потому, конечно, молчат и ожидают вопрос. При условии либерального стиля взаимоотношений степень познавательной активности и интеллектуальной инициативы студентов низкий (высокий уровень выявлен лишь в 3,3%, тогда как низкий - в 8,7% всех случаев). За плохую организацию мыслительной деятельности студентов, они чувствуют себя излишне раскованно ("как на перемене") и нередко занимаются посторонними делами, что отвлекает их от учебных задач. В этих условиях собственные мысли перестает быть социально ценными ("никто тебя не услышит"). В то же время, 50,7% старшекурсников отдают предпочтение стилю общения с преподавателями; 32,2% - делового стиля (творческого) сотрудничества; 16,3% демократическом и лишь 0,8% - официально-деловому стилю. Хотя большинство студентов удовлетворяет стиль дружеских отношений с преподавателями, однако наиболее эффективным для профессионального обучения и желанным для себя они видят именно стиль делового (творческого) сотрудничества с педагогами. Характер взаимоотношений с преподавателями сказывается и на самооценке студентами результатов обучения. Педагогическая оценка результатов обучения является важной для всех студентов, однако лишь 40% опрошенных соглашаются с ней, а другие считают, что зачастую их знание недооцениваются (около 50% опрошенных), значительно реже - завышаются. Что же сделать студенту, чтобы понравится преподавателю? Прежде всего, нужно в различных ситуациях всегда оставаться людьми, именно человечность является залогом успеха. Обязательным условием есть обращение к преподавателю по имени и отчеству, никаких «извините, пожалуйста». Чтобы понравится преподавателю не опаздывайте на пары, посещайте лекции, пишите конспекты, переспрашивайте, если Вам что то непонятно. Всегда одевайтесь стильно и аккуратно. Помните про то, что преподаватели любят студентов, которые сидят на передних партах и во всем соглашаются, даже если первый неправ. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |