Особенности совершенствования ступеней образования в Украине
« Назад На сегодня проблема поиска путей преодоления экономического кризиса напрямую связана с развитием профессионального образования. Без совершенствования образования в Украине невозможно дальнейшее экономическое развитие. Вместе с тем, принцип непрерывного образования в Украине искаженный, поскольку, во-первых, способствует накоплению только теоретической базы, во-вторых, в условиях отсутствия рабочих мест образование берет на себя функцию временного буфера для замедления притока новой рабочей силы на рынок труда. Цель обучения в таком пространстве неопределенная, уровень образования слабо коррелирует с профессиональными качествами выпускника высшего учебного заведения. Проект Закона Украины «О высшем образовании» от 28.12.2011, который был отозван 12.12.2012 года, включал следующую классификацию уровней образования в высших учебных заведениях: образовательно-квалификационный, образовательно-научный, научный уровень. Вопрос ступеней образования рассматривался в контексте документов о высшем образовании. Устанавливаются следующие виды государственных документов по определенным образовательно-квалификационным, образовательно-научным, научным уровнями: - Диплом младшего специалиста; - Диплом бакалавра; - Диплом магистра; - Диплом доктора философии; - Диплом доктора наук. Таким образом, ступени образования соответствуют полученным документам, которые должны подтвердить квалификационный уровень. Но это неправильный подход, ведь при этом совершенно не принимается во внимание опыт работы, способность выполнять дополнительные задания и обязанности, подтверждена стажем. Получение диплома доктора наук лицами в возрасте до 30 лет имеет место и способствует скептическое отношение к компетенции носителя такого документа. Определяя ступени образования как документы, подтверждающие квалификацию, необходимо также включать и документы, подтверждающие практические навыки, приобретенные в режиме. Иначе есть разрыв между теорией и практикой, наукой и работой, который все увеличивается. Поскольку спрос диктует предложение, то перестройка образования не может состояться без изменений в экономике государства. На современном же этапе реальной задачей образовательного пространства в Украине является обучение специалистов, которые смогут в будущем сформировать спрос на качественные образовательные услуги через возможности предоставить работу и оплатить специалиста высокого уровня. Совершенствования многоуровневого образования в Украине необходимо проводить выделяя уровне - информационный и экономический уровень области и уровень учебного заведения.
Финансирование государственных учебных заведений независимо от количества бюджетных мест позволит сосредоточиться не на борьбе с коррупцией, профанацией качества образовательных услуг, когда от преподавателей требуется одновременно соблюдать противоположных стандартов, навязанных экономической ситуацией - во-первых, что-поставить студенту-плательщику удовлетворительную оценку, во-вторых, поставить ее вовремя, в-третьих - не допускать большого количества отличных оценок по причине лимитирование средств. Большая часть расходов специального фонда, который в высших учебных заведениях в основном формируется за счет платы за обучение студентов, идет на оплату труда преподавателей. Это не способствует улучшению качества образования, до тех пор, пока эта ситуация будет сохраняться, все попытки достичь европейских образовательных стандартов напрасны. Что касается последипломного образования, существенным недостатком является то, что при трудоустройстве работодатель предпочтение предоставляет лицам до 30 лет. В развитых странах, наоборот, ставка делается на людей с большим опытом работы для привлечения их в производственную сферу. Обучение для людей имеющих уже рабочий стаж - это и есть основная задача последипломного образования. На специалистов такого уровня формируется высокий спрос. Имея отработанные приемы работы и сочетая их с новыми знаниями в процессе обучения, студент переходит на качественно новый уровень, аналогов которому в Украине нет, потому что принцип непрерывности образования в нашей стране способствует накоплению теоретической базы, даже при параллельной работе студента.
Итак, гибкая ступенчатая система образования должна позволять прерывать обучение на любом уровне, менять профиль обучения, продолжать образование. Ступени образования должны быть структурированы для каждого направления и включать не только научные степени (кандидат наук, доктор наук), но и степени, которые предоставляются после повышения курсов квалификации, опыте работы. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |