Социокультурное воспитательное пространство высшей школы
« Назад Воспитательное пространство есть многомерным и многоуровневым образованием, которому присущи компактность (сила) и пространство (размеры). Воспитательное пространство считается хронотопной [от гр. chronicos - время, topos - место] средой общего бытия, которая изменена всеми социокультурными структурами, которые задействованы в соответствующее время на некоторой территории. Воспитательное пространство обеспечивает более высокая степень координации взаимодействия особы с социокультурным и природным окружением. Интегрирующими факторами в решении поставленных заданий воспитания молодежи на общегосударственном уровне является единая территория, государственная речь, правовое пространство, национальная культура, которые в своей общинности становят целую воспитательную среду как объективное условие ее социализации. Объективность условий социализации не означает ее стихийности и некерованость. Наоборот, в современных условиях именно те общественные отношения, которые определяют характер социальных изменений, которые сознательно развиваются и есть фундаментом научно обоснованного регулирования социального развития молодежи. При этом речь идет не о манипуляции сознанием, волюнтаристским влиянием на ее судьбу, а созданием необходимых условий социализации молодой особы. В едином воспитательном пространстве целенаправленное педагогическое влияние на социальное становление и развитие молодежи осуществляется непосредственно с помощью существующей системы социальных институтов, функциональное назначение которых заключается в постановке и реализации как стратегических государственных целей, так и ситуативных задач, возникающих в условиях повседневной жизни. Содержание взаимодействия тех или иных учреждений образования в ближайшем социуме определяется видом, характером, направлением деятельности, которая является ведущим фактором установления не только внешних взаимоотношений, но и отвечает внутренним потребностям развития воспитательной системы. Итак, если рассматривать понятие воспитания как руководство процессом развития особы, которым предусматривается создание условий, необходимых для максимального развития потенциальных возможностей каждого субъекта этого процесса, то организация взаимодействия социальных институтов среды, определение ее целей, содержания, показателей результативности есть важнейшими аспектами этого управления. Отправным в необходимости становления воспитательных систем и общей воспитательной среды есть выдвинутая в теории воспитания фраза о том, что человек - это продукт объективных условий жизни и воспитания, то есть о существовании наиболее обобщенных факторов ее социального становления и развития. Поэтому, факторы формирования человека включают как процессы, которые социально контролируются (воспитание, образование), следовательно, осуществляются в соответствии с поставленной целью и определенной программой, так и стихийные, непредсказуемые, спонтанные воздействия на нее. Одним из ведущих социальных институтов является высшая школа, которая готовит молодежь к жизнедеятельности и призвана выполнять базовые для этого функции - обучения и воспитания. В современной высшей школе определился перспективный подход к развитию и реализации воспитательного потенциала - системный подход, представленный в виде воспитательной системы. Воспитательная система отражает один из наиболее фундаментальных фактов педагогической действительности: воспитание становится функцией социального организма - коллектива вуза. То есть, если раньше непосредственным участником педагогического процесса считался учитель-воспитатель, который определял смысл того, что происходит в той или иной педагогической ситуации, то в условиях воспитательной системы оценку сущности этих ситуаций осуществляют сами ее участники, руководствуясь принятыми в ней нормами и ценностями. Вместе с тем, воспитательная система считается открытой, поскольку не может плодотворно развиваться, находясь в изоляции от социального окружения. Ее обязанность заключается в обеспечении воспитанникам широкого контакта с социумом. Именно объекты социального окружения часто становятся реалиями, на основе которых создается взаимодействие вуза с социумом - природным, социальным, экологическим, культурным. На базе взаимодействия со средой создается определенное территориальное воспитательное пространство, которое способствует выведению воспитательной системы за пределы учебного заведения, включению ее в педагогическое освоение ближайшего окружения и превращение его в фактор воспитания детей и взрослых. Итак, если рассматривать сущность воспитания как управления процессом развития личности, которым предусматривается создание условий, необходимых для максимального развития потенциальных возможностей каждого субъекта этого процесса, то организация взаимодействия социальных институтов среды, определение ее целей, содержания, показателей результативности являются важнейшими аспектами этого управления. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |