Особенности современной ситуации в системе высшего образования Украины
« Назад Подписание и ратификация Соглашения об углубленной зоне свободной торговли (УЗСТ) между ЕС и Украиной может существенно повлиять на систему образования в Украине, ведь образовательная услуга теперь может интерпретироваться как такая, которая подпадает под действие этого документа. Это означает, что многие вузы уже в ближайшее время столкнутся не только с усилением внутренней конкуренции, но и внешней, обусловленной возможной экспансией на отечественный образовательный рынок тех услуг со стороны европейских университетов, которые традиционно пользуются большим спросом во всем мире. В отличие от средних школ и вузов I-II уровня аккредитации, которые всегда ориентировались на внутренний спрос, вузов III-IV уровня аккредитации постоянно конкурировали между собой, а затем именно они могут наиболее уязвимыми по продуцируемых ими услуг. К слабым сторонам украинских университетов и академий относится их устарела материальная база, чрезмерное заполнение учебных планов второстепенными предметами, высокая загруженность профессорско-преподавательского состава. К сильным - сохранены образовательные традиции, сравнительно высокий уровень международной конкурентоспособности вузов, растущая мобильность преподавателей и студентов. Несмотря предоставления целому ряду университетов статуса национального автономного самоуправляемого их подотчетность и зависимость от Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины остается достаточно сильной, что тормозит создание полноценного секторального рынка образовательных услуг и мешает его идентификации в европейской образовательной модели. Однако следует признать значительные диспропорции между ЕС и Украиной по позициям вузов в ведущих рейтингах, в которых значительный вес занимают показатели международной активности университетов, где, к сожалению, отечественные вузы занимают значительно ниже места: доля европейских университетов в первой сотне большинства мировых рейтингов колеблется от 30 до 50%, а отечественные вузы совсем не представлены в первых сотнях всех рейтингов. Поэтому по качеству образования по рейтингов университеты стран ЕС опережают вузов Украины, что обусловливает доминирование выезда студентов в страны ЕС за их приездом, который практически отсутствует из этих стран. По состоянию на 2012 / 2013 н.р. в Украине насчитывалось 345 высших учебных заведений III-IV уровня аккредитации, из которых 64,9% приходилось на государственную и 4,1% в коммунальную формы собственности. Удельный вес частных вузов составляла 31%. Вместе с тем часть тех, что учились за счет государственного бюджета, не превышала 40% и составила 774,4 тыс. Человек. Проблемы современного высшего образования необходимо анализировать не только в контексте институциональных трансформации, но и в связи с новой когнитивной ситуацией, которая возникает в "обществе знаний". Когда речь идет о "общество знаний ", недостаточно оперировать абстрактным понятием знания, необходимо детализировать, каким именно знанием имеет оперировать высшая школа в новых условиях, либо знания ждет от нее общество, каким знаниям должны быть вооружены специалисты с высшим образованием. Уже предварительный анализ показывает, что современная высшая школа должна работать по крайней мере в трех основных прагматика знания. Первая - традиционная университетская прагматика просветительского знания, знания о глубинных закономерности внешнего и внутреннего мира человека, знание, которое наполнено гуманитарными ценностями и позволяет специалисту не просто владеть профессиональными умениями, но и при этом понимать свое широкое социальное и культурное окружение, быть способным к гражданской, просветительской и культурной деятельности.
Но "общество знаний" стремительно порождает необходимость оперативного предоставления утилитарного знания, обслуживание краткосрочных специализированных потребностей меняющихся рынков труда. Это заставляет высшую школу овладевать достаточно новую и необычную для нее - утилитарную прагматику знания, которая порождает соответствующий учебный дискурс, содержание, формы, методы обучения, соответствующую институциональную структуру и инфраструктуру, соответствующую культуру передачи и усвоения знания и тому подобное. Именно на эту прагматику ориентированы нетрадиционные провайдеры высшего образования, о которых говорилось выше. Она обеспечивает подготовку работника для конкретных социально профессиональных ролей, ментальность которых ограничена текущей профессиональной деятельностью. Таким образом, результаты оценки характера конкуренции на рынке услуг высшего образования в Украине с использованием показателей интенсивности конкуренции показали отсутствие возможного монопольного положения на рынке. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |