Распечатать страницу
Главная \ Интересные статьи для студентов \ Образование в Украине \ Образование в Украине \ Особенности современной ситуации в системе высшего образования Украины

Особенности современной ситуации в системе высшего образования Украины

« Назад

Подписание и ратификация Соглашения об углубленной зоне свободной торговли (УЗСТ) между ЕС и Украиной может существенно повлиять на систему образования в Украине, ведь образовательная услуга теперь может интерпретироваться как такая, которая подпадает под действие этого документа.

ситуация в системе высшего образования Украины

Это означает, что многие вузы уже в ближайшее время столкнутся не только с усилением внутренней конкуренции, но и внешней, обусловленной возможной экспансией на отечественный образовательный рынок тех услуг со стороны европейских университетов, которые традиционно пользуются большим спросом во всем мире.

В отличие от средних школ и вузов I-II уровня аккредитации, которые всегда ориентировались на внутренний спрос, вузов III-IV уровня аккредитации постоянно конкурировали между собой, а затем именно они могут наиболее уязвимыми по продуцируемых ими услуг.

К слабым сторонам украинских университетов и академий относится их устарела материальная база, чрезмерное заполнение учебных планов второстепенными предметами, высокая загруженность профессорско-преподавательского состава. К сильным - сохранены образовательные традиции, сравнительно высокий уровень международной конкурентоспособности вузов, растущая мобильность преподавателей и студентов.

Несмотря предоставления целому ряду университетов статуса национального автономного самоуправляемого их подотчетность и зависимость от Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины остается достаточно сильной, что тормозит создание полноценного секторального рынка образовательных услуг и мешает его идентификации в европейской образовательной модели.

Однако следует признать значительные диспропорции между ЕС и Украиной по позициям вузов в ведущих рейтингах, в которых значительный вес занимают показатели международной активности университетов, где, к сожалению, отечественные вузы занимают значительно ниже места: доля европейских университетов в первой сотне большинства мировых рейтингов колеблется от 30 до 50%, а отечественные вузы совсем не представлены в первых сотнях всех рейтингов.

Поэтому по качеству образования по рейтингов университеты стран ЕС опережают вузов Украины, что обусловливает доминирование выезда студентов в страны ЕС за их приездом, который практически отсутствует из этих стран.

Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины

По состоянию на 2012 / 2013 н.р. в Украине насчитывалось 345 высших учебных заведений III-IV уровня аккредитации, из которых 64,9% приходилось на государственную и 4,1% в коммунальную формы собственности. Удельный вес частных вузов составляла 31%. Вместе с тем часть тех, что учились за счет государственного бюджета, не превышала 40% и составила 774,4 тыс. Человек.

Проблемы современного высшего образования необходимо анализировать не только в контексте институциональных трансформации, но и в связи с новой когнитивной ситуацией, которая возникает в "обществе знаний". Когда речь идет о "общество знаний ", недостаточно оперировать абстрактным понятием знания, необходимо детализировать, каким именно знанием имеет оперировать высшая школа в новых условиях, либо знания ждет от нее общество, каким знаниям должны быть вооружены специалисты с высшим образованием. Уже предварительный анализ показывает, что современная высшая школа должна работать по крайней мере в трех основных прагматика знания.

Первая - традиционная университетская прагматика просветительского знания, знания о глубинных закономерности внешнего и внутреннего мира человека, знание, которое наполнено гуманитарными ценностями и позволяет специалисту не просто владеть профессиональными умениями, но и при этом понимать свое широкое социальное и культурное окружение, быть способным к гражданской, просветительской и культурной деятельности.

качество условий образования, качество результатов образования

Но "общество знаний" стремительно порождает необходимость оперативного предоставления утилитарного знания, обслуживание краткосрочных специализированных потребностей меняющихся рынков труда. Это заставляет высшую школу овладевать достаточно новую и необычную для нее - утилитарную прагматику знания, которая порождает соответствующий учебный дискурс, содержание, формы, методы обучения, соответствующую институциональную структуру и инфраструктуру, соответствующую культуру передачи и усвоения знания и тому подобное. Именно на эту прагматику ориентированы нетрадиционные провайдеры высшего образования, о которых говорилось выше. Она обеспечивает подготовку работника для конкретных социально профессиональных ролей, ментальность которых ограничена текущей профессиональной деятельностью.

Таким образом, результаты оценки характера конкуренции на рынке услуг высшего образования в Украине с использованием показателей интенсивности конкуренции показали отсутствие возможного монопольного положения на рынке.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!