Рынок образовательных услуг в Украине и Польше
« Назад Более чем полувековой опыт 27 стран-членов Европейского Союза (ЕС) доказывает, что, несмотря на периферийное место образовательной политики в исследованиях интеграционных процессов, эволюция общемировых общественных преобразований напрямую зависит от тесного конвергенции (сближения) экономических трансформаций с рынком образовательных услуг, предоставляемых системой профессионального образования и обучения в виде обеспечения всех сфер жизнедеятельности человечества мобильными трудовыми ресурсами. Профессиональное образование Украины имеет шанс приобщиться к мировому образовательного пространства в условиях обновления и модернизации опорных звеньев образовательной системы в контексте требований и возможностей третьего тысячелетия. В основе перспективного развития отечественной системы ПОН должна заключаться концепция построения интеграционной модели профессиональной подготовки производственного персонала, способного к трудовой деятельности в условиях растущих потоков знаний, финансового капитала, ресурсов производства и сферы услуг. Реформа образования в Республике Польша началась в 1999 году. В ее основу были положены принципы демократизации образования, по своей универсальностью отражают специфику страны. Польские ученые сформулировали следующие принципы: всеобщности образования, его преемственности, непрерывности, единства и дифференциации, замена узкопрофильного обучение широкопрофильным, принцип всестороннего развития учащихся, воспитания посредством труда, широкого фронта образования и воспитания, гибкости, государственности, социализации, научности и экономичности образования. Каждый из этих принципов является актуальным для профессионального образования. В первую очередь можно выделить принцип преемственности, связанный с отсутствием препятствий при переходе из одного учебного заведения в другое и согласованностью учебных планов и программ, развитием профессиональной ориентации; принцип непрерывности - общедоступность форм и средств образования, замена узкопрофильного обучения широкопрофильным - способствует быстрой переквалификации работников и мобильности в кадровой политике; принцип воспитания посредством труда и для труда - предполагает наполнение всего учебно-воспитательного процесса проблематикой труда, политехнизма, профессиональными знаниями и умениями, которые отвечают этапу и типичные образования. Система научных званий Польши отличается от украинской: степень «Кандидат» - в Польше «Доктор»; «Доктор» - в Польше «Почетный доктор» определенной отрасли или научной дисциплине. Степени в области искусства - «Доктор» и «Почетный доктор» искусства в определенной области искусства. Звание «Доктор» предоставляется лицу, имеющему профессиональное звание «магистр», «магистр-инженер», «врач» или эквивалентное, и которая составила докторские экзамены в рамках вопросов, очерченных руководящей Советом, или подготовила и защитила докторскую работу. К экзамену на звание «Почетный доктор» может быть допущена лицо, имеет докторскую степень и значительные достижения в области науки или искусстве и защищает докторскую диссертацию. Это звание утверждает Ученый Совет, предоставляя Звание «Почетный доктор» в определенной области науки или искусства. Ученое звание «Доктор» или «Почетный доктор» предоставляется институтами высших учебных заведений и другими научными организациями, имеющими право присваивать такие звания. Ученым званием является «Профессор» определенной области науки. В искусстве есть звание «Профессор» определенной области искусства. Звание «Профессор» предоставляет Президент Польской Республики. Польша входит в группу «молодых стран» Евросоюза, поэтому образование сегодня является основным средством подготовки молодежи к жизни в Европе, объединяется, к ее профессиональной деятельности, к защите окружающей среды, самообразования. Именно этим объясняется привлечение молодого поколения к европейским интеграционным процессам на уровне гимназий, лицеев и техникумов. Главное место в содержании польской образования принадлежит решению современных проблем цивилизации и стремлению отказаться от энциклопедического обучение в пользу интерактивного и междисциплинарного. На этапе сближения европейских народов особое место в польском образовании, в частности, профессиональном, занимает модуль «европейское образование», ориентированный на ускорение и усиление интеграционных процессов в соответствии с Маастрихтским договором. Маастрихтский трактат носит рекомендательный характер по сотрудничеству в сфере образования, которая предусматривает построение единого общеевропейского образовательного пространства и укрепления европейского измерения в образовании, изучение языков стран-членов ЕС, обмен студентами и преподавателями, взаимное признание дипломов и унификацию сроков обучения в высших школах. Перед модулем «европейское образование» поставлена задача - сохранить универсальные ценности, характерные для демократических государств: соблюдение прав человека, формирования гражданских качеств личности, чувство национальной идентичности, понимание роли собственного народа в развитии общеевропейской культуры, приверженность общечеловеческим ценностям. Однако тематика модуля выходит за пределы проблем ЕС и касается более широкого европейского контекста. Важная роль в реализации модуля «европейское образование» принадлежит педагогам, имеющим обогащать содержание всех учебных дисциплин европейской тематикой. При этом компоненты межпредметных модуля обращены в учебное заведение как к единому целому, а не к преподавателю конкретной учебной дисциплины, ответственность за их реализацию возложена на всю педагогическую общественность. Для реализации этого модуля уровень подготовки педагогического персонала и степень его ангажированности в общеевропейскую проблематику играет ключевую роль. Исходя из этого можно сделать следующие выводы. Несмотря на то, что в рамках Европейского Союза отсутствует единая модель подготовки и переподготовки педагогических кадров и каждая страна-член европейского содружества сохраняет собственную систему, адаптируя ее к общеевропейским требованиям, решение проблемы в этих странах направлены на выработку единых требований к педагогу, который изучает европейскую тематику. Он должен иметь высшее образование, быть творческой личностью, открытой для всего нового и прогрессивного, готовой к постоянному повышению своего профессионального уровня, способной вооружить учеников и студентов соответствующими знаниями, умениями и навыками. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |