Шпора и французский студент - вещи несовместимые
« Назад Довольно часто мы слышим выражение «Шпаргалка и французский студент – вещи несовместимые», неужели это действительно так? Попробуем разобраться. Структура высшего обучения Франции страдает на данный час подъемом: если в 1980 году численность студентов насчитывала приблизительно 1,2 млн. человек, то к 2001 году оно перевалило за 2 млн. и пытается расти. Нет такой квалификации, которую нельзя было бы получить в одном из учебных заведений Франции, это право студентов за рубежом. Каждый десятый студент, получающий высшее образование на французской территории, - иностранец. В отличие от украинской уровень образования заграницей более современный и быстрый. Университетское образование делится на три цикла, по окончании каждого из которых студент получает определенный диплом. Первый цикл распределяется на два года и заканчивается экзаменом на получение диплома об общем (DEUG) или научно-техническом (DEUST) университетском образовании. Много кто останавливается именно на этом этапе, так как такой документ дает возможность найти достойную работу и относится к правам студентов за рубежом. Второй цикл формируется с двух-трех лет обучения. По завершении первого года приобретается диплом лиценциата (licence), а дальнейшее завершается получением диплома магистра (maitrise). Наконец, третий цикл предполагает основательное овладение выбранной квалификации и сопровождается индивидуальной научной работой, тему которой претенденты обязаны обосновать до поступления на программу. Успешно осуществив этот этап приобретается диплом о специальном высшем образовании (DESS) или углубленном образовании (DEA). Все это зависит от сознания французского студента. И это не случайно: французское правительство оказывает плодотворное внимание структуре образования, на образование затрачивается 23% национального госбюджета. Франция занимает третье место в мире по приему иностранных студентов, уступая по этому рейтингу только традиционным лидерам — США и Великобритании. В чем же причины такой заинтересованности французских ВУЗов у молодых людей со всего мира?Дело в том, что высшее государственное образование здесь полностью бесплатное и доступно иностранным студентам, которые хорошо пользуются французским языком. Уровень образования заграницей одного студента обходится государству в среднем 8 000 €, a студенты государственных вузов платят только вступительный взнос в количестве около 200-400 €. Представим себе, что вам нужно со следующего года получать образование в одном из университетов Сорбонны, где почти не существует вступительных экзаменов, заплатив, в украинском размере, каких-то 12 тысяч гривен (которые, кстати, считаются не платой за обучение, а регистрационным взносом). Звучит убедительно. Однако в действительности вступление во французский ВУЗ имеет вид немного тяжелее — и, чтобы сказка стала реальностью, нам нужно углубиться в тонкости структуры французского образования, а затем проявить незаурядную устойчивость на дороге до зачисления во французский университет. Чтобы поступить в Сорбонну, иностранцам нужно прежде всего заполнить детальное досье, подать переводы свидетельства о рождении, всех имеющихся «непризнанных» дипломов и, наконец, самое важное – составить непростой экзамен по французскому языку. То есть доказать, что сможешь слушать лекции на французском и изучать соответствующую литературу. А вот французы поступают в вузы исключительно по результатам выпускных экзаменов в «высших школах». Обучение в французских учреждениях по сути бесплатное, но по процедуре ежегодно делается несколько символических взносов: 125 евро на учебные потребности, 28 евро за услуги библиотеки, оплачивать нужно также собственное медицинское страхование и другие безделушки. Наипопулярнейший факультет французских университетов – факультет, который имеет аббревиатуру CIMER (Communications Interculturelles & Musеologie au sein de l'europe en Reconstruction). На украинском сформулировать довольно трудно: это международные отношения в Европе в сфере культуры и музейного дела. То есть в поле зрения все, что касается культурного наследия стран Европы, интеграционных процессов, памятников старины и тому подобное... Трудоустройство возможно в нескольких сферах: начиная от посольств (советник в вопросах культуры и обычаев) к работе в картинных галереях, организаций выставок и труда в музеях. Специализация по странам: кто какие языки знает, такие культуры и изучает. Отличается ли уровень образования за рубежом и в Украине?Сравнивать тяжеловато. Можно сказать, что во Франции система более гибкая и более осовремененная, компьютеризированная. Насчет гибкости. Студенты сами выбирают, какие предметы им изучать, за исключением обязательных дисциплин. Последних не много – это некая база, от которой студенты отталкиваются в дальнейшей специализации. Таким образом организуются небольшие группы по предпочтениям, которые изучают то, что им по душе. В Украине же такого выбора не дают. Впечатляет и общения преподавателя со студентами: все вопросы согласовываются по электронной почте: дополнительные задания, изменения в домашних работах, переносе или отмене пары. Даже проконсультироваться с преподавателем можно, как выполнить какое-то задание, это прежде всего показывает, что существует право студентов за рубежом! Наибольшее различие между тамошним высшим образованием и нашим заключается в атмосфере. Во Франции студентов ставят перед фактом: вы взрослые люди и сами отвечаете за дисциплину и свои знания, а университет только учит, но не воспитывает. Поэтому каждый чувствует себя свободнее, зная, что вся ответственность лежит на нем. И ходит (или не ходит) на пары не через страх перед преподавателем или стыд перед куратором, а через то, что «видели глаза, что выбирали». И так большинство студентов: им многое разрешено, однако ни один шалопай не переходит границы – знает, что во время экзаменов «оттянуться» будет практически невозможно. Ведь за сессию по 12-13 экзаменов! Иногда бывает по 2-3 за день. Поэтому волей-неволей – должен быть осведомленным в предмете (то есть учить что-то в течение года) и только освежать знания. Есть даже такие случаи, когда не знаешь, какой экзамен сдавать: просто тянешь билет с именем преподавателя и идешь к нужному кабинету! Разное представление об индивидуализме европейцев на примере французов подтверждается стопроцентно: дружба дружбой, а учеба врозь, что связано с сознанием французского студента. И дело здесь не только в менталитете. Просто с самого детства ученики, а затем и французские студенты знают, что за списывание или совещания с одногруппниками наступит страшное наказание. Пересдавать заваленный экзамен можно один раз и только через полгода. А если тебя застукали со шпаргалкой во Франции, то ты моментально вылетаешь из университета, и тебя в течение пяти лет ни в какое госучреждение не возьмут. И даже на водительские права ты не можешь сдавать! Вот поэтому французы даже головы не поворачивают, если ты им тикаешь во время занятия. Сначала к этому очень сложно привыкнуть, особенно для наших студентов, которые привыкли к использованию шпаргалок. Шпаргалка и французский студент действительно – вещи несовместимые! Итак, Франция иностранцев притягивает своим качеством жизни, широкой культурной традицией, идеей равенства иностранных студентов — и, конечно, многопрофильной палитрой предлагаемых учебных программ. Каждый год во французских высших учебных учреждениях получают образование около 3000 студентов из Украины и России. Они получают престижные дипломы, осуществляющих стажировку на французских учреждениях и просто путешествуют по Европе. Почему бы не попробовать и Вам? С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |