Место и роль вузов в системе социально-экономического развития Украины
« Назад Значение высшего образования для гармоничного развития государства трудно оценить. В настоящее время в Украине активно осуществляется реформирование образовательной системы, особую значимость в этом процессе приобретает модернизация высшей школы. Алгоритм реформирования высшего образования основывается на следующих теоретико-методологических положениях: 1) модернизация содержания мира; 2) гуманизация образования; 3) введение апробированных технологий кредитно-модульной системы, рейтинговых методик, дистанционного обучения, мониторингов качества образования и тому подобное. Реформы национальной системы образования должны ориентироваться на глобализацию, интеграцию и конкурентоспособность. Начальным этапом реформирования системы высшего образования можно считать 1991-1995 гг. В это время произошла первая образовательная реформа - была разработана и утверждена программа «Образование. Украина XXI века». Активно осуществлялась деполитизация образования, высшая школа принимала национального характера. Образовательная стратегия на современном этапе направлена на всестороннее гармоничное развитие человека. Несмотря на определенные меры в системе реформирования, высшая школа имеет ряд недостатков, на что указывают труды отечественных исследователей. Так, А. Козиевська замечает, что в Украине практически сохранилась унаследованная от бывшего Советского Союза система высшего образования, которая в определенной степени приспособлена к современным рыночным условиям. Несмотря сделаны шаги на пути модернизации существенных положительных изменений и последствий с точки зрения эффективности управления, автономии вузов, доступности обучения, результативности научных исследований не наблюдается. Г. Войтенко и В. Войтенко главными причинами низкой эффективности образования называют отсутствие мотивации у студентов и преподавателей, неравномерное объем госзаказа по специальностям, многократно превышает потребности государства в подготовке специалистов определенной профессии; различие между задачами, которые ставит перед собой государство и вузов. В. Луговой и Ж. Таланова причинами снижения качества высшего образования в Украине называют низкий уровень конкурентоспособности заработной платы научно-педагогических работников; отсутствие мотивации к исследовательско-инновационной деятельности и т.д. М. Степко основными проблемами изменения в системе высшего образования называет «консервацию» основных достижений, слепое копирование достижений образовательной сферы других стран. Зато исследователь заявляет о необходимости внедрения реформ с учетом мирового опыта и их адаптации в соответствии с задачами и традиций нашего государства. Несмотря на проблемы отрасли, в системе высшего образования в ближайшее время ожидается ряд изменений. На основании изучения аналитических материалов определено, что в сфере высшего образования Украины было осуществлено важные реформы, среди которых можно выделить существенные - присоединение Украины к Болонской системе, введение двухступенчатого образования, кредитно-трансферной системы ECTS, ВНО, принятие Закона Украины «О высшем образовании» и др. На современном этапе, несмотря на определенную модернизацию, высшее образование Украины до сих пор имеет ряд проблем и недостатков и требует дальнейшего совершенствования. То есть лицо может поступить в вуз для получения степени магистра на основе бакалавра, полученного по другой специальности, при условии успешного прохождения дополнительных вступительных испытаний. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |