Рейтинги университетов как явление современного высшего образования
« Назад Методики ранжирования частных вузов не отличаются от государственных в таких странах, как США, Япония, Южная Корея, Филиппины и Бразилия, где негосударственный образовательный сектор доминирует. В США, Швейцарии и Германии существуют рейтинговые сайты, на которых любой желающий может выбрать критерии оценки по собственному желанию и на их основании составить свой рейтинг учебных заведений. Выводы Международной постоянной группы экспертов по системам рейтингования вузов (СЕПЕС ЮНЕСКО) по результатам 20-летней практики: большинство рейтингов которые напечатали СМИ, есть рейтинги университетов с использованием собственных весовых коэффициентов показателей: - Методики исходят из того, что качество академического персонала, общий уровень способностей студентов и имеющихся ресурсов в значительной степени определяют уровень университета; - Разногласия проявляются в таких в способах оценки качества персонала, уровня материально-технического оснащения; - Различные цели отдельных схем оценки, отличие систем и культур высшего образования, а также различная достоверность данных объясняет расхождения рейтингов. Польские исследователи составляют рейтинг частных вузов по данным, формируются непосредственно в университетах путем опроса и на основе анкетирования работодателей и опытных преподавателей. С учетом специфики частных вузов для их ранжирования применяются критерии, отличающиеся от критериев общеуниверситетского рейтинга. Три группы показателей остаются неизменными: репутация (вес 50%), научный уровень (30%) и условия обучение (20%). В сфере высшего образования все шире используются разнообразные рейтинги и таблицы лиг университетов. Мониторинговые исследования предполагают постоянное наблюдение за динамикой процессов в образовании, что дает возможность предоставить организаторам образования объективную информацию и знания, которые необходимы для корректировки базовых стратегий развития. Следует отметить, что в настоящее время в мире существует много систем рейтинговой оценки деятельности высших учебных заведений, причем как на государственном, так и глобальном уровнях. Одни из них основаны на статистических данных, другие опираются на экспертные оценки и опросы, третьи используют смешанные процедуры. Но не придумано идеальных рейтингов, устраивают всех. Рассмотрение мировых университетских систем рейтингования свидетельствует о тяготение к индикатор, которые легко измеряются. Указанные рейтинги становятся влиятельным фактором развития глобальной образовательной системы. Индикаторы ведущих мировых университетских рейтингов должны стать основой существенной корректировки образовательной политики на уровне государства и на уровне отдельных университетов Украины. Образование как самая масштабная сфера украинского общества является определяющим фактором его политической, социальной, экономической и научной организации. Высшее образование должно стать стратегическим ресурсом улучшения благосостояния гражданина и обеспечение национальных интересов, укрепление авторитета государства на европейском образовательном пространстве. Показатели качества образования, на которых строится большинство рейтингов, можно разделить на три категории:успехи студентов, достижения преподавательского состава и академические ресурсы вуза.
Реализация указанных задач должна сопровождаться национальным и международным мониторингом качества образования и применением рейтинговых систем оценки результативности деятельности высших учебных заведений и в образовании в целом. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |