Реформирование образования учитывая Болонский процесс
« Назад В странах ЕС все эти типы инновационных систем взаимно дополняют друг друга и создают единую европейскую инновационную систему, ядром которой является университеты. В Украине важным институтом НИС, региональных инновационных систем (РИС) также должны стать университеты как центры учебно-научных инновационных комплексов. Создание таких центров позволит активизировать в регионах научную, образовательную, проектную и производственную деятельность. Эта составляющая университетского образования системно влияет на все стороны и уровни функционирования университетов, порождает синергию в направлении: "вуз - наука и инновации", "вуз - рынок труда", "ВУЗ - промышленность и бизнес", "вуз - сферы общественной жизни в регионе, стране и за ее пределами". Отвечая на вызовы глобализации, требования Болонского процесса, Министерство образования и науки Украины разработало проект Государственной целевой программы "Наука в университетах". Проект предусматривает решение следующих вопросов: совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы развития высшего образования; внедрение механизмов стимулирования эффективных научных исследований в университетах; увеличение объемов бюджетного финансирования научных исследований в университетах и улучшения научной и материально-технической базы; как эксперимент, предусматривается создание на конкурсной основе 4-5 исследовательских университетов; стимулирование исследовательской деятельности и использования инноваций; разработка механизмов государственной поддержки мобильности; внедрение программ социальной поддержки и защиты молодых ученых; повышение возможности трудоустройства молодых ученых. Возрастание роли украинских университетов в контексте обеспечения качественных параметров образования позволит более эффективно использовать научно-технический и интеллектуальный потенциал страны. Значительные перспективы финансирования университетского образования открываются в связи с созданием региональных университетских центров, которые могут реально обеспечивать комплексное инновационное направление образовательно-научной деятельности, формировать качественное взаимодействие в триаде "университет - бизнес - национальная и региональная экономика". В соответствии с приоритетами социально-экономического развития региона университетские центры могли бы на тендерной основе создавать межвузовские научно-исследовательские лаборатории, временные научно-поисковые комплексные группы, сформированные на "стыке" многих научных направлений. Такие центры могли бы быть не только региональными распорядителями средств Государственного фонда фундаментальных исследований (РФФИ), но и активно работать с бизнес-структурами, зарубежными грантодателями, органами региональной власти с тем, чтобы аккумулировать средства целевого назначения для нужд инновационного развития региона. С целью эффективного использования научного и образовательного потенциала страны необходимо повысить уровень финансирования образования и науки (в соответствии со статьями законов Украины относительно образования и науки), формировать устойчивые взаимосвязи между образовательной и научной деятельностью на основе проектов, которые объединяют ученых и преподавателей из определенной долей государственного и регионального финансирования, усовершенствовать правовую базу по формированию и эффективного функционирования различных форм интеграции науки и образования, обеспечить государственную приоритетную поддержку ведущим исследовательским университетам как важный научно-образовательным учреждениям на основе установления повышенных нормативов финансирования, которые учитывали бы исследовательскую работу преподавателей, инновационное обновление материально-технической базы, развитие человеческого капитала. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |