Распечатать страницу

Реформа образования в Украине

« Назад

В течение двадцати лет независимости система украинского образования практически не реформировалась. Основными недостатками этой системы остаются ограничена автономия учебных заведений, неэффективность государственного финансирования и коррупция. Все эти проблемы связаны между собой и приводят к ухудшению качества образования.

реформа образования, украинская система образования 

Чтобы повысить качество образования и сделать наши учебные учреждения конкурентоспособными как на внутреннем, так и на международном рынках, необходимо расширить их автономию. После этого, в определенной степени, можно ожидать более эффективное использование средств, поскольку учебные заведения смогут оптимизировать свой штат и не содержать избыточный персонал / площади. Нужно также устранить предпосылки для развития коррупции, в частности, не создавать для этого такие стимулы, как, например, вступительные экзамены в вузы и расширение числа льгот при поступлении в учебные заведения.

В 2010 году в программу экономических реформ Президента вошла и реформа образования. Целью реформы является усиление конкурентоспособности украинского образования. Реформа планировалась как комплексная и касается всех уровней образования - от дошкольного до высшего. Дошкольное образование реформаторы сделали обязательным, начиная с пятилетнего возраста, и «уплотнили» детские сады, увеличив количество мест в них. В среднем образовании были введены новые стандарты, касающиеся, в основном, изучение иностранных языков. Такие проблемы средней школы, как недостаточное количество (или отсутствие) компьютеров и оборудования, а также недостаточная обеспеченность школьным транспортом, пока еще решены ни были. При этом наметилась тенденция к сокращению количества школ является оправданным решением по имеющейся демографической ситуации.

Реформирование высшего образования оказалось наиболее сложным процессом. Закон «О высшем образовании» до сих пор принят не был, потому что было несколько законопроектов, некоторые из которых вызвали протесты или были раскритикованы экспертами. Один из законопроектов был доработан и, наконец, одобрен Кабинетом Министров в конце 2012 года. Тем не менее, при отсутствии нового закона в период действия программы реформ произошли изменения, основные из которых касаются правил поступления в вузы, расширение категорий льготников и модификации госзаказов. Некоторые из них оцениваются как положительные, но есть и негативные тенденции.

Украинская система образования претерпела очень незначительных изменений за двадцать лет независимости страны. Основными недостатками этой системы остаются: недостаточная автономия учебных заведений, неэффективность государственного финансирования и коррупция.

Как показано ниже, все эти проблемы взаимосвязаны. Кроме того, государство, по-прежнему жестко контролирует и регулирует систему и является основным «поставщиком» образования. Лишь 11% украинских студентов учатся в частных вузах и 0,5% школьников - в частных школах. Частная альтернатива в секторе образования должна присутствовать и не может подавляться государством, как это происходит в последнее время в Украине. Реформу планировалось начать с принятия нового Закона «О высшем образовании».

реформаторы, реформа образования в Украине

Внешнее независимое оценивание (ВНО) было введено на национальном уровне и стало обязательным условием при поступлении в вузы в 2008 году. Однако, опыт применения этой системы проверки знаний показал, что ученики выпускных классов средних школ в 2009 году практически игнорировали посещение уроков в школе, поскольку баллы школьного аттестата не учитывались при поступлении в вузы. Система была изменена: средний балл школьного аттестата теперь учитывается при поступлении в вузы. Однако, кроме школьного аттестата вернули и вступительные экзамены, а это уже шаг назад - к процветанию коррупции в вузах.

Программой реформ было предусмотрено изменение подхода к формированию государственного заказа на подготовку специалистов, а именно новый подход будет основываться на прогнозе потребностей рынка труда. Соответствующий Закон «О Формирование и размещение государственного заказа на подготовку специалистов, научных, научно-педагогических и рабочих кадров, повышение квалификации и переподготовку кадров» был принят Верховной Радой 20 ноября 2012.

программа реформ, внешнее независимое оценивание

Итак, отметим, что в 2015. Уже произошло корректировки госзаказов по направлениям подготовки. Так, госзаказ уменьшилось на социальные науки, право и бизнес, а увеличилось - на компьютерные науки и технические специальности. Если учесть, что на рынке труда Украины зафиксирован избыток выпускников экономических и юридических специальностей и дефицит квалифицированной ручной работы, такие изменения в госзаказах вполне оправданы.

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!