Целесообразные пути развития высшей школы Украины в условиях Болонского процесса
« Назад Национальная система образования Украины лет независимости существенно отличается от образования советских времен. Поэтому сегодня общей проблемой является выбор и обоснование целесообразных путей модернизации образовательной системы, прежде всего высшей школы. Процессы глобализации мирохозяйственных и духовно-культурных связей, становления и ускоренное развитие постиндустриального общества, широкое внедрение высоких технологий требуют адекватной реакции высшей школы. Эта задача становится тем более актуальным, поскольку традиционная система профессиональной подготовки кадров уже не может удовлетворять в полной мере потребностей национальной экономики, науки и культуры. Уровень их профессиональной компетенции и культуры, характер развития личностных черт и качеств не способствуют устойчивому инновационному развитию Украины и обеспечению надлежащего уровня ее конкурентоспособности на мировых рынках. Вполне очевидно непосредственную связь указанной проблемы с важными теоретическими и практическими задачами. Эта связь особенно усилился с присоединением Украины к Болонскому процессу и его стремлением войти в единое европейское образовательное пространство. Ведь такие задачи обусловливают необходимость учета европейских стандартов профессионального образования, соответствующей кардинальной перестройки всей организации учебно-воспитательного процесса. В свою очередь, это требует определенного пересмотра теоретических концепций педагогики высшей школы. Не следует забывать и о том, что в украинских высших учебных заведениях сегодня учится много студентов-иностранцев, а с их странами в свое время было согласовано планы и программы профессиональной подготовки, которые в данное время должны пересматриваться. Однако при всем разнообразии взглядов на целесообразность такой модернизации, ее содержание, характер и направления практического осуществления можно отметить достаточно тревожную закономерность. Она заключается в стремлении руководства высших учебных заведений и отрасли в целом обеспечить прежде формальную ее соответствие европейским нормам. Бесспорно, это также немаловажно, поскольку без этого невозможно воспользоваться преимуществами единого образовательного пространства и дать возможность украинским специалистам успешно выходить на европейский рынок труда, на равных конкурировать с выпускниками лучших иностранных высших учебных заведений. Ведущей общемировой тенденцией последних лет становится ярко выраженное повышение общественной роли высшего образования. Поэтому и общественность, и, в частности, представители рынка труда непосредственно заинтересованы в обеспечении не просто в ее качестве, а в существенном повышении уровня практической и психологической готовности выпускников к профессиональной деятельности. Такая их заинтересованность вполне понятна, ведь и практическая направленность подготовки специалистов, и высокий уровень их компетенции, общей и профессиональной культуры, и свободное владение ими иностранными языками в условиях глобализации и интенсивных внешнеэкономических связей могут и должны служить успешной их личностной и жизненной самореализации. Итак, нашей образовательной системе уместно позаимствовать европейскую практику создания так называемых исследовательских университетов, которые преимущественно и осуществляется научная деятельность как инициативно, так и на заказ бизнеса. В таком случае проведение исследований действительно будет происходить на мировом уровне, поскольку бизнесу не нужны посредственные результаты, его интересует реальное повышение конкурентоспособности. Важно также отметить, что внедрение результатов научных изысканий и разработок будет осуществляться вместе с надежным кадровым сопровождением. То есть отечественный бизнес будет получать специалистов, профессиональную квалификацию которых он хорошо знать благодаря активному участию конкретных студентов в выполнении его заказов университета на определенные научно-технические разработки. Таким образом, стратегии развития образовательной системы в условиях Болонского процесса должна быть не формальная согласованность норм и принципов, а ее основательная модернизация на основе национальных интересов и потребностей нашей экономики, науки и культуры. Еще одним из целесообразных путей развития украинской высшей школы в условиях Болонского процесса должно стать существенное повышение роли факультетов. Сегодня же ее сведено к формальностей, связанных с организацией учебно-воспитательного процесса и выполнением учетных функций. Стратегические же вопрос перспективных исследований и даже философии образования решаются преимущественно на кафедрах. В европейских же и американских университетах традиционно всегда лелеяли и поддерживали особый микромир факультетского социума. Ведь именно здесь формируется и прививается студентам общая и профессиональная культура. Еще одной характерной особенностью развития нашего образования в связи с Болонским процессом становится сохранение и приумножение ее традиций творчества. Чтобы успешно готовить творческих специалистов, творческими личностями должны быть педагоги, дух творчества должна составлять основу корпоративной культуры высшего учебного заведения и его факультетов и кафедр. Итак, во-первых, национальная система высшего образования Украины требует своего дальнейшего развития и модернизации в соответствии с новыми требованиями времени, новых общественных потребностей и принципов Болонского процесса. Во-вторых, для успешного осуществления модернизации нашей высшей школы необходимы новая философия образования, определение ее целей, содержания и педагогических технологий организации учебно-воспитательного процесса, используются. В-третьих, основной задачей высшей школы сегодня стоит обеспечение устойчивого инновационного развития страны и существенное повышение уровня конкурентоспособности ее экономики на мировом рынке.
В-четвертых, доминантой учебно-воспитательного процесса должно стать развитие креативных способностей студентов и создание условий реализации их личностного потенциала. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |