Направления развития образования в транзитивном обществе
« Назад Одной из наиболее характерных черт общественного развития на исторической границе тысячелетий стал феномен транзитивности. Его сущность заключается в переходе бывших социалистических стран, в том числе и бывших советских республик, от тоталитаризма к демократии, от плановой экономики к рынку, и в построении гражданского общества.
Эти обстоятельства играют существенную роль в формировании новых требований к высшей школы, ведь именно она как один из важнейших и самых социальных институтов может значительно ускорить или замедлить процессы трансформации, происходящие в транзитивных обществах. Система высшего образования обеспечивает сохранение, приумножение и передачи от предыдущих поколений к будущим достижениям материальной и духовной культуры, именно она готовит подрастающие поколения к успешной жизни и плодотворной деятельности в условиях конкретного социума. Вместе с тем высшая школа готовит и кадровое обеспечение трансформационных процессов. Поэтому в сложных условиях транзитивности ее роль существенно повышается, соответственно растут и общественные требования к ее деятельности. В связи с этим общей проблемой развития отечественной высшей школы стоит сегодня чрезвычайно ответственная задача формирования новой философии образования. Назначением этой философии возникает трансформация требований транзитивного общества к новому пониманию профессиональной компетенции и личностных качеств специалистов в конкретную систему задач учебных заведений с принципиально нового качества их подготовки. Успешное решение системы этих задач возможно лишь при условии нового, всесторонне обоснованного выбора содержания профессиональной и общекультурной подготовки специалиста, разработки новых педагогических технологий и их внедрения в практику учебно-воспитательного процесса. В целом понятно, что эти задачи сегодня должны решаться с учетом присоединения Украины к Болонскому процессу, ее интеграции в общеевропейское образовательное пространство с максимальным использованием принципов этого образовательного пространства. Сложная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов, происходящих сегодня в системе образования, отражает то, что переживает наше общество в чрезвычайно сложный период глубоких реформ и кардинальных трансформаций. По этому анализ образования и направлений ее развития представляется невозможным без соответствующего анализа процессов, характеризующих содержание и направления общественных преобразований. Ведь именно эти процессы во многом определяют сегодняшние потребности общества в продукции высшей школы, то есть в специалистах определенного профиля и качества профессиональной подготовки. Этими же процессами и потребностями определяются и общественные требования к образовательной системе с позиций наиболее адекватного обеспечения указанных целей. Для того чтобы лучше понять требования транзитивного общества Украины к национальной системе высшего образования, необходимо проанализировать характерные черты самого явления транзитивности. Среди них следует назвать, во-первых, отмеченную выше политическую, правовую и социально-экономическую нестабильность в стране, обусловленную процессом демократизации общественной жизни и рыночными преобразованиями в экономической системе, которые к тому же осуществляются крайне бессистемно и непоследовательно. И во-вторых отставания Украины от других стран Европы в техническом плане. Поэтому Украина продолжает обучать будущих специалистов по старой системе подготовки. Таким образом, сегодня необходимо искать возможности того, чтобы успешно преодолеть ситуацию, которая сложилась в Украине и в ее системе образования, и обеспечить устойчивое инновационное развитие нашей страны. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |